К вопросу о технологии развития математической культуры

№117-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены понятие, технология и этапы развития математической культуры будущего учителя.

Похожие материалы

Культура — одно из самых сложных понятий, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Это объясняется отчасти тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, и, отчасти тем, что оно используется для обозначения крайне сложных понятий в различных научных дисциплинах.

С нашей точки зрения, математическая культура будущего учителя — это интегративное качество, отражающее сформированность системы математических ценностей, знаний, умений, владений, методов (специальных), алгоритмов, процедур, формирующее профессиональное мировоззрение будущего учителя для решения профессиональных задач посредством математического языка.

Отметим, что сформулированному нами определению «математическая культура будущего учителя» присущи следующие особенности:

  • синтезированы системный, деятельностный и культурологический подходы к осмыслению данного феномена;
  • отражена специфика феномена для обучаемых;
  • выявлены технологическая и методологическая составляющие.

Понятие «педагогической технологии» ввела в обиход группа ученых во главе с В. А. Сластениным и И. Ф. Исаевым. Под педагогической технологией они понимали «…последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса».

Для описания на понятийном уровне педагогической технологии необходимо выявление обобщенных показателей, отражающих ее сущность.

Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. выделяют следующие наиболее существенные признаки педагогической технологии.

  • педагогическая технология конструируется автором исходя из собственных позиций.
  • все составляющие педагогической технологии подчинены целевой установке.
  • педагогическая технология подразумевает совместную деятельность обучающего и обучаемых.
  • возможность воспроизведения технологии любым педагогом и достижение каждым обучаемым планируемых результатов.
  • в состав педагогической технологии входит диагностический аппарат для измерения результатов деятельности [2].

Технология развития математической культуры будущего учителя, с нашей точки зрения включает в себя следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: модель развития математической культуры будущего учителя, этапы и уровни формирования математической культуры будущего учителя; таксономию целей и условия развития математической культуры будущего учителя; систему взаимосвязи общекультурной, психолого-педагогической и профессиональной подготовки специалиста.

Развитие математической культуры будущего учителя связано с реализацией трех этапов: диагностико-моделирующего, актуализирующего и рефлексивно-оценочного.

На первом этапе происходит диагностика уровня сформированности математической культуры будущего учителя как одной из составляющих общей культуры личности; моделирование желаемого результата; намечаются пути повышения уровня математической культуры.

На втором этапе (актуализирующем) происходит презентация ценностей математической культуры, их интериоризация. Студент переходит на субъект-субъектные отношения с преподавателем.

На третьем этапе (рефлексивно-оценочном) студент становится субъектом профессиональной деятельности, умеет выявлять межпредметные связи; умеет четко выявлять и устранять появляющиеся затруднения при изучении материала; в самостоятельной работе проявляется систематичность; объективно оценивает свой уровень математической культуры.

В модели развития математической культуры будущего учителя мы выделяем пять стадий: Я — приспосабливающийся, Я — стремящийся к самостоятельности, Я — действующий, Я — осознающий, Я — актуализирующийся. Мы считаем, что последовательное продвижение по данной цепочке связано с достижением им определенного уровня профессиональной идентичности. При поступлении в вуз преобладает еще школьная идентичность. Вчерашний абитуриент переносит из школы в вуз ставшие уже привычными формы работы. Вместе с тем, как отмечают ученые, уже на первом курсе происходит осознание неэффективности устоявшихся привычек, вследствие чего начинается поиск новой формы идентичности. Выработка студенческой идентичности заканчивается к концу второго курса обучения. Накопленная к концу третьего курса «критическая масса знаний» убеждает студента в необходимости формирования новой формы идентичности. У большинства студентов формирование профессиональной идентичности завершается не к концу четвертого курса обучения, а лишь в ходе профессиональной деятельности в школе.

Таким образом, становление профессиональной идентичности будущего учителя происходит по цепочке: школьная идентичность — выработка новой формы идентичности — студенческая идентичность — выработка новой формы идентичности — профессиональная идентичность.

Мы считаем, что процесс развития математической культуры будущего учителя происходит более эффективно, если при обучении математике реализуется концепция творческой активности студентов (автор — Афанасьев В. В.). Творческую активность студентов мы понимаем как «деятельность личности, обеспечивающую ее включенность в процесс создания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач» [1, с. 246]. Творчество является одной из самых глубоких характеристик личности. Оно присуще лишь свободной личности.

Формирование творческой активности студентов отражает следующие положения.

  1. Формирование творческой активности студентов происходит в соответствии и с законами и закономерностями диалектики, и с закономерностями, действующими в сфере подготовки будущих учителей.
  2. Система формирования творческой активности студентов успешно функционирует лишь в том случае, если она является подсистемой системы профессионального образования.
  3. Формирование творческой активности студентов происходит в основном через определенную систему задач.

Для определения характера деятельности необходимо выявление критериев творчества. Психологами выявлено достаточное большое число таких критериев. Укажем некоторые из них.

  • творческая деятельность связана либо с получением нового результата либо с использованием нового приема для получения уже известного результата.
  • творчество присутствует уже в самом умении видеть проблему.
  • реализация творческого акта связана с сильным эмоциональным переживанием и требует либо устойчивой и длительной, либо кратковременной, но очень сильной мотивации.

Мы рассматриваем три магистральных направления в развитии математической культуры будущего учителя:

  • изучение сущности математической культуры, ее особенностей в курсах различных дисциплин государственного образовательного стандарта;
  • внедрение спецкурса по развитию математической культуры будущего учителя;
  • интенсификация самостоятельной работы путем ведения математического словаря.

Математическая культура является понятием более сложным, чем «совокупность знаний, умений и владений». Благодаря значимости, полисоставности, математическая культура становится для будущего учителя профессиональной философией, внутренней ценностью, личным его богатством. Только тогда она превращается в убежденную философию профессионального бытия.

Список литературы

  1. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы. Учебное пособие / В. В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. — М.: Гардарики, 2002. — 384 с.
  2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2013 — 576 с.