Начало философской мысли (в противовес субъективному идеализму)

№24-1,

Философские науки

Предметом статьи является связь объективного и субъективного, значение их разделения. Рассматриваются истоки и современные формы субъективного идеализма. Современное общество судит все по себе вместо того, чтобы поставить себя на место другого. Почему так? Отучились мыслить.

Похожие материалы

Что такое объективная реальность, существует ли она вообще и как она связана с субъективной реальностью? Эти вопросы волнуют не только современное общество, но и волновало прошлые поколения, и будет волновать будущие. Эта проблема - одна из вечных.

На протяжении всего времени люди (в частности философы), пытались дать различные определения объективной реальности. В новой философской энциклопедии (2010) « объективное» обозначается как то, что существует независимо от индивидуального сознания. Мыслитель XXI века Д.И. Дубровский объективную реальность обозначает как противоположность субъективной реальности, а в свое время она является исторической (лучше сказать динамической) непрерывностью сознаваемых состояний человека.

Субъективное часто понимается как внутренний мир человека, как мир, который зависит от его сознания. Субъективное можно сопоставить с психическим, а физическое с объективным. Нельзя разделять психическое с физическим, и наоборот. Не существует одного без другого. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Из-за их отождествления возникает неадекватное представление о реальности. Субъективная реальность иногда рассматривается как единственная реальность.

Если всё субъективно, то там где нет человека, должна быть пустота, что неверно. С другой стороны, как мы можем это утверждать? Ведь никогда не сможем оказаться там, где нас не должно быть. Даже если представить, что человек все же оказался в пустоте (а ее можно назвать небытие), то какая же эта будет пустота, если человек, оказавшись в небытии, уже предполагает бытие, ведь бытие – это существование. Если всё же предположить, что все субъективно, то напрашивается вопрос: «Как же мы видим одну картинку, одну реальность?» Безусловно, мы видим реальность по-разному, но она одна. Я вижу стол, мой друг видит стол, и все, кто бы ни зашел, увидят этот стол – это подтверждает, что он не плод моего воображения, а реально существующая вещь.

Беркли считает, что объективная реальность – это фикция. И в опровержение выше сказанному он « утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими субъектами. Даже если все субъекты исчезли бы, то вещи продолжили бы существовать как сумма «идей» в уме бога, а бог – это субъект, который никогда не исчезнет».

Отсюда следует, что либо Беркли все же разделял в какой-то мере субъективное и объективное, так как понятие «не исчезнет» означает вечное, а вечное неразрывно связано с объективным. Вечное не может быть субъективным. Либо под Богом он подразумевал человека, только более совершенного, потому что субъективное – это все, что зависит от сознания человека. Либо у Беркли свое понимание субъективного. Что касается «совершенного человека», то – это абсурд! Если говорить о Боге, то только в отношении объективности, но никак не в отношении субъективности.

Сомневаться в существовании объективной реальности не стоит. Она, несомненно, существует: человек жил не всегда; субъективная реальность связана с человеком, следовательно, она появляется с возникновением человека. А что же было до появления человека? Ответом будет объективная реальность.

Субъективный идеализм довольно распространен в современном мире (под современностью я понимаю XX – XXI вв.). Субъективно-идеалистические установки можно наблюдать в таких школах: позитивизм, прагматизм. Наиболее субъективно-идеалистическим является махизм, нередко его называют «второй формой позитивизма». Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Но наиболее распространенным оказался неопозитивизм, основная идея которого заключается в том, что философия должна заниматься логическим анализом языка науки, а большинство проблем, связанные с бытием, сознанием, идеей, Богом и т.п., являются псевдопроблемами, т. к. они не имеют достоверного научного разрешения.

Можно также сказать, что субъективному идеализму близок релятивизм. Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Все относительно, значит, нет абсолютного; нет Абсолюта, значит, все принадлежит человеку (его воле и сознанию). Следовательно, релятивизм – это отношение к миру, основанное на субъективно-идеалистическом мировоззрении.

В современном мире есть ещё несколько трактовок субъективного идеализма: «все есть сон», «все есть миф». Из-за этих неадекватных трактовок (все – сон, миф; все относительно) фактически провозглашается произвол в отношении вещей, в отношении к ним. По-другому можно сказать, что люди, придерживающие этих установок, поступают так, как если бы мир был исключительно таким, каким они его видят. Почему так происходит? В психологии причиной такого отношения является клиповое мышлением. Людям лень мыслить самостоятельно, а некоторые просто отучились это делать. Ничего не было до них, ничего не будет после них. Такое отношение противонародное, антиобщественное. Кому же это выгодно, кто навязывает такое отношение современному обществу? Вряд ли можно будет когда-либо ответить на этот вопрос.

Если все будут следовать таким мировоззренческим установкам, то наступит хаос. Как сказал Ф.М. Достоевский в своем произведении «Бесы», что «если Бога нет, значит, я не капитан». Эта цитата хорошо раскрывает нам суть существования Бога, существования порядка во всем мире. Порядок существует, следовательно, и Бог существует (как олицетворение порядка). Вывод: объективная реальность существует, и никакой субъективный идеализм не разрушит этого представления.

  1. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, А.А, Гусейнова, Г.Ю. Семигина, А.П.Огурцова/ М.: Мысль, 2010.- Т3.-С.- 137. «объективное»- это прежде всего физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояние сознания; собственное тело индивида. Материалисты объективной реальностью считают некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует некий Абсолют (В.А. Лекторский).
  2. Д.И. Дубровский. Гносеология субъективной реальности (к постановке проблемы)/Эпистемология и философия науки, 2004.-№2.
  3. Краткий очерк истории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Озейрмана, И.Л. Щипанова/ М.: Мысль, 1969.
  4. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. – С. – 548.
  5. Якушев А.В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. – С. – 212
  6. Якушев А.В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. – С. – 213.
  7. «Релятивизм» - определение в философии. http://filslov.ru/r/386-relyativizm.html
  8. А. Дугин. Режимы и группы внутри эмажинэр diurne / http://lib.convdocs.org/docs/index-163974.html)