Размышление над проблемой обмана. Философские аспекты

№24-1,

Философские науки

Над проблемой обмана человечество задумывалось еще с древности. Без сомнения, эта проблема остается актуальной до сих пор, в частности, в религии, науке и в межчеловеческих отношениях. Например в христианстве, обман (ложь) является грехом, в науке — каким-либо антипарадигмальным учением, а в межличностных отношениях — порчей отношений между людьми. В данной статье, я постараюсь разобраться в вопросах, которые касаются проблемы обмана в духовных аспектах и аспектах межчеловеческих отношений.

Похожие материалы

Над проблемой обмана человечество задумывалось еще с древности. Без сомнения, эта проблема остается актуальной до сих пор, в частности, в религии, науке и в межчеловеческих отношениях. Например в христианстве, обман (ложь) является грехом, в науке — каким-либо антипарадигмальным учением, а в межличностных отношениях — порчей отношений между людьми. В данной статье, я постараюсь разобраться в вопросах, которые касаются проблемы обмана в духовных аспектах и аспектах межчеловеческих отношений.

Ложь является одним из факторов взаимодействия людей. Согласно этому утверждению, ложь присутствует там, где есть люди. Так же, есть всем известное утверждение, что «Все люди лгут». И это, к сожалению, имеет место быть. Люди с детства, испытывая чувство стыда, начинают и приучаются лгать. Ну а дальше, понятно, что процесс становится необратим. Нет, это не значит, что нет людей, глаголящих истину, но даже те, которые способны быть честными, умеют и могут лгать, под предлогом «Иногда и соврать – тоже хорошо». Достоевский Ф. М. писал о животных: «Они никогда не претворяются и никогда не лгут». Отсюда, можно сказать, что в действительности, лгут только люди, но наш современник Дубровский Д. И. пишет, что утверждение русского классика противоречит фактам. «Зоопсихология располагает многочисленными данными об элементах и проявлении обмана в поведении животного, особенно у приматов».

Так что же такое обман?

Обман – это ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано. В нашей интерпретации, обман – это неправильная информация, заведомо ложное сообщение, передаваемая от субъекта к субъекта. Понятие обмана противостоит логически правде. Многие специалисты вводят понятие самообмана. На мой взгляд, самообман – есть иллюзорное восприятие мира, неадекватная оценка того или иного события, с характерным приписыванием ему несоответствующих свойств. Из вышесказанного можно выдвинуть одно определение обману: обман есть неправильная информация, передаваемая заведомо от субъекта к субъекту, воспринимаемая принимающим как истина. Но это утверждение может считаться верным только в том случае, если субъект в действительности передает неправду. В случае, если передается правда, то принимающий истину может воспринять данную информацию как ложь. Но и это утверждение может являться неверным, так как восприятие истины/лжи зависит только от мировоззрения субъекта, а это значит, что «Правда у каждого своя».

Предположим, что атеист и верующий спорят о существования Бога. Атеист будет навязывать свою истину, что Бога нет верующему, а верующий будет принимать это как ложь, так как для верующего Бог есть. Так же и наоборот. Но, есть факт того, что атеист более свободен в своих суждениях, чем верующий, поскольку истина верующего основана на вере, а атеиста на эмпирических заключениях. Либо, человек страдающий дальтонизмом, будет говорить человеку без диффекта зрения о том, что трава синяя. Вывод из данного примера очевиден, ибо по факту трава зеленая, но для человека с диффектом зрения она синяя, и для него это его правда.

В частности, да и в общем, границы истины/лжи каждый человек определяет для себя сам. Вернемся к утверждению «Правда у каждого своя», и если это так, то каждый человек является сам – для – себя мерилом истины и лжи, не считая общепринятых заключений (вера, наука, социальные нормы, законы), и то, иногда они противоречат друг другу.

Можно ли воспринимать обман как неизбежность, форму общественной жизни? Думаю, да. И в частности, это происходит среди людей во время общения друг с другом. Человек может врать постоянно, начиная с пожелания «Доброго утра», которое в наше время уж точно не бывает «добрым». Продолжая показывать свою воспитанность, человек начинает задавать вопросы, которые ему не интересны, «Как ваши дела?», например. За этим вопросом может последовать неправдивый ответ, хотя, ответом на данный вопрос может являться истина. Между тем, некоторые люди, с помощью лжи стараются возвысить себя среди других. Такого человека, Вы можете встретить в группе, в офисе или даже в семье. Этот человек слишком хвастлив и болтлив, и в его слова невозможно поверить. Дети врут своим родителям, так как боятся наказания за тот или иной проступок. То же самое же происходит среди пар. Один не хочет терять другого, и поэтому начинает врать, можно так сказать для него истина принесет вред, и скорее одиночество и отчаяние в будущем.

Из всего выше изложенного, (а примеров может быть еще больше), можно сказать, что не врать – невозможно. Человек больше всего лжет сам себе (самообман), и от этого он начинает лгать окружающим. Так что, ложь есть обыденная форма общения и взаимосвязи людей. Может ли быть она пороком, или злом во имя добра решать каждому. В любом случае, ложь может быть оправдана только там, где используются добродетельные черты сосуществования друг с другом.

  1. Достоевский Ф.М. Полное Собр. соч. в 30-ти т. Л., 1980. Т. 20. С. 17
  2. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ Глава 1. Природа обмана. М.: «Рэй», 1994, 120 с.; Второе доп. изд., М. «Канон+», 2010, 336 с.
  3. Там же.