К вопросу о связи потребности и установки

№24-1,

Психологические науки

В данной статье разбирается вопрос о связи потребности и установки. Исследуя данную тему осуществлялся упор на соответствующую литературу. В частности Симонов, Асмолов, Надирашвили. Разбирая литературу, приводились примеры иллюстрирующие взаимосвязь потребности и установки, но взаимосвязи этих элементов, важная роль отводится воле, волевым качества и эмоциям. В данной статье прослеживается вывод, что установка не может существовать без потребности, в то время как потребность может существовать без установки.

Похожие материалы

Психология установки формировалась, на протяжение десятилетий. Понятием установки в науке сначала обозначали определенный класс психологических явлений. По В.Б. Коренбергу, установка – это то, что предшествует формированию задач и определяющее направление ее формирования. Оно выражало позицию человека, которая оказывала влияние на его последующую деятельность. Во второй половине ХХ установка обозначала избранная человеком позицию. Согласно данному определению установка определяет интеллектуальную активность, позволяет постичь и защитить истину. Позже Д.Н. Узнадзе создает свою теорию установки, вводит понятие первичной установки. В теории Узнадзе «установка» - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. На установку, главным образом, влияет мотивация. Одна и так же установка может иметь различную мотивацию. Возьмем, к примеру, изменение моды и ее влияние на молодежь. Модельер производит одежду по сезонам и по различным трендам. У него есть установка создать новую коллекцию, а мотивация – заработать и внести соответствующий «взрыв» в индустрию моды. У молодежи установка – «надо следовать моде», а мотивация может быть: «я буду выглядеть в ней стильно». Но как мы упомянули выше мотивация может изменяться[2].

Установки взаимосвязаны с потребностями. Чтобы разобраться в этом вопросе, Узнадзе вводит понятие первичной установки. Первичная установка – универсальный абстрактный принцип, конкретно-психологическое явление, играющее вполне определенную роль в деятельности субъекта (трактовка Асмолова). В качестве примера, приведем ситуацию, описывающую человека, который испытывает жажду. Человек каждый раз проходит мимо палатки с напитками, если он испытывает жажду (биологическая потребность), то он приобретает напиток (а напиток зависит от установки). Утолив жажду напиток, перестает играть решающее значение.

Приведем пример из произведения Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». Раскольников пытается дойти до полицейской конторы, но какая-то «неведомая» сила заставляет вновь и вновь возвращаться на место преступления. В случае с напитком человек испытывает потребность в утолении жажды, а с Раскольниковым – потребность в самосохранении.

Два этих случая отличны друг от друга. В первом случае – самый банальный напиток, а в другом – место преступления. В первом случае состояние вызвано потребностью и ее предметом, осознается, а в другом скрыто от человека. В трактовке Д.Н. Узнадзе установка и потребность не тождественны. А у А.Г. Асмолова наоборот, установка и потребность тождественны. Специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности и готовности к совершению определенного акта, отвечающего потребности, т.е. установке[1].

Потребности трансформируются в мотивацию, а мотивация, в свою очередь в волю. Воля в зависимости от участия трансформируется в мотивы, ценностные ориентации. Волю можно рассматривать как некую потребность (трактовка Симонова). Воля представляет собой ограничитель силы, влияния эмоций. Она ориентирует человека на труднодоступное, направляет на реализацию потребностей. В зависимости от способа и формы трансформации потребностей, особенности волевых качеств могут сформироваться те или иные мотивы; убеждения, ценностные ориентации – трансформация потребностей. Немаловажную роль в трансформации потребностей играют эмоции. Эмоции указывают на наиболее или наименее доступное. Применительно ко всем существующим потребностям субъекта. Эмоции отражают не только потребность, но и возможность удовлетворения, направляют человека к более доступному в той или иной ситуации [3].

Потребности и установки взаимодействуют между собой. Например, моя потребность заключается в том, что мне нужно приобрести прибор и возникает cсоответствующая установка изобрести его. Очевидно, установка не может существовать без потребности, в то время как потребность может существовать без установки. Например, я голодна, мне не обязательна установка, так как я могу прийти на кухню и поесть. Но надо также обращать внимание на волю и эмоции, которые помогают человеку непосредственно осуществить ту или иную потребность.

Сильны волевые качества (потребность преодоления препятствий) помогут человеку удовлетворить ту или иную потребность, или подавить ее. (трактовка Симонова). Например, потребность стать сильнее, свободнее от курения по принципу: « Охота пуще неволи». Эмоции и соответствующая установка, в свою очередь, могут способствовать достижению цели или же наоборот, в зависимости от того какие эмоции переполняют человека (зло, грусть, счастье, радость и т.д.)

Список литературы

  1. А.Г. Асмолов. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979г.
  2. Ш.А. Надирашвили. Установка и деятельность. Изд-во «Мецниереба» Тбилиси 1987г.
  3. П.В. Симонов, П.М. Ершов. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984г.