Исследование системообразующих факторов социально-экономического развития: социальные системы

№38-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы содержания и развития социальных систем с точки зрения возможностей их влияния на социально-экономическое развитие. По результатам проверки авторской гипотезы о необходимости применения системного подхода в исследованиях социально-экономического развития выявлены и систематизированы основные системообразующие факторы.

Похожие материалы

Являясь сложной научной категорией, социально-экономическое развитие основано на стохастическом или нечетко-логическом поведении социальных субъектов (в зависимости от авторской позиции и анализируемых факторов влияния), их взаимодействии с экономическими объектами и возникающими при этом зависимостями, в соответствии с чем изучение социально-экономического развития должно основываться на принципах системного подхода. Поэтому законы социально-экономического развития соответствуют общесистемным, что не оспаривается современными исследователями [1, 2], а вот действие (проявление) этих законов и возможности построения обоснованных прогнозных моделей на их основе остаются дискуссионным моментом. В результате эконометрические модели (в их основе статистические зависимости, рассчитанные при системном рассмотрении социальных субъектов и экономических объектов) сводятся к применению на микроэкономическом уровне, а моделирование социально-экономического развития в масштабах крупной системы, например, национальной экономики, не имеет единой методологии [3].

Несмотря на объективно существующие сложности научного исследования и обоснования, по-нашему мнению, системообразующие факторы социальных систем как источник социально-экономического развития являются научно значимым и перспективным направлением изучения. При проведении настоящего исследования авторами сформулирована гипотеза о необходимости учета системообразующих факторов социальных систем в прогнозировании социально-экономического развития с целью математического обоснования тенденций и перспектив. Проверка данной гипотезы связана с решением исследовательских задач:

  • исследованием содержания социальной системы (подсистемы) как составляющей социально-экономической системы;
  • выявлением и систематизацией системообразующих факторов социально-экономического развития, сформированных социальной системой.

Перечисленные выше задачи исследования решены авторами с использованием в качестве теоретико-методологической базы общеизвестных положений теории систем и системного анализа, трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития, определения сущности и оценки изменений социальных систем.

Исследование сущности и содержания социальной подсистемы социально-экономической системы

Сущность социальной системы наиболее полно может быть охарактеризована ее содержательными элементами, к которым можно отнести социальные группы, слои и общности; отношения и связи между элементами социальной системы, благодаря которым возникает целостность системы. То есть ключевым элементом социальной системы является человек или общество (индивиды). Поэтому социальная система – это совокупность элементов и отношений между ними, формирующих устойчивые связи между элементами системы в рамках реализации индивидуальных и коллективных интересов и потребностей общества [4]. В то же время, основываясь на определении социальной системы, предложенном К. Марксом, необходимо отметить, что основой социальной системы является не само общество, а противоречия и конфликты, возникающие в процессе материального производства и вытекающие из экономических отношений по поводу распределения благ [5]. Таким образом, экономические мотивы являются основой поведения социальных субъектов и оказывают непосредственное влияние на развитие социальных систем. Поэтому для раскрытия сущностных характеристик социальных систем будем исходить из предположения, что социальная система – это не просто социальные субъекты (индивиды) и их взаимодействие, а конкретные характеристики экономического поведения этих субъектов, основанные на экономических мотивах. Безусловно, с точки зрения философско-социологического подхода, такое определение несколько «заужает» поведенческие линии социальных субъектов сводя отношения к производственным, но по-нашему мнению, не отрицает наличия социальности, рефлексивности, интенциальности, описанных в работе [6].

Основываясь на многочисленных теориях мотивации [например, 7, 8], экономические мотивы социальных субъектов направлены на удовлетворение потребностей, которые условно можно разделить на несколько групп (по [7]):

  • базовые потребности, необходимость удовлетворения которых формирует мотивы участия в производственных отношениях для получения доступа к создаваемым экономическим благам;
  • потребности «духовного уровня», не связанные напрямую с мотивами участия в производственной деятельности, так как такие потребности не могут быть удовлетворены экономическими благами, но удовлетворяемые с помощью экономических благ базовые потребности и формируют потребности более высокого уровня;
  • потребности самореализации, общественного признания и соучастия, формирующие мотивы вступления в производственные отношения с целью участия в процессе создания и распределения экономических благ.

То есть экономические мотивы деятельности социальных субъектов являются результатом наличия у них потребностей и необходимости их удовлетворения. Поэтому можно утверждать, что социальную систему характеризуют отношения по поводу способов удовлетворения потребностей социальных субъектов, где основным способом является участие в производственных отношениях. Одновременно с этим производственные отношения зависят от экономической формации общества [5], где с экономической точки зрения важную роль играет уровень развития производительных сил, и в результате различия этих уровней в разных социально-экономических системах возникают противоречия и конфликты, аналогично тем, что связаны с «несправедливым» распределением экономических благ.

Таким образом, сущность социальной системы выражают характеристики ее элементов, определяющие возникновение потребностей и способы их удовлетворения в рамках участия в производственных отношениях для создания, распределения и потребления экономических благ.

Системообразующие факторы социально-экономического развития, формируемые социальной системой

На наш взгляд, изучая системообразующие факторы социально-экономического развития, необходимо определить данные факторы как условия и источники формирования связей и обеспечения целостности социальной системы, что в рамках экономического поведения (то есть взаимодействия социальной системы с экономической) и позволит обосновать системность социально-экономического развития. Поэтому сначала необходимо определить базовый набор системообразующих факторов, свойственных системному подходу, а затем уточнить эти факторы применительно к социальной системе.

Исходя из анализа работ [1, 4], основными системообразующими факторами являются:

  • единство целей и направления развития всех элементов системы;
  • подчиненность индивидуальных целей элементов системы общесистемной цели;
  • функциональная специализация элементов системы, способствующая достижению общесистемной цели;
  • иерархичность элементов системы, включая субординацию и координацию между элементами;
  • наличие обратной связи между иерархически организованными элементами.

Рассматривая социальную систему как совокупность характеристик входящих в нее элементов (то есть индивидов, имеющих экономические мотивы), единство целей и направления развития обеспечивается сходными потребностями, а точнее, возможностью классификации потребностей на несколько уровней и выделения в рамках удовлетворения этих потребностей единых методов, то есть участия в производственной деятельности. Здесь важно отметить, что использование распространенных методов социальной инженерии позволяет сформировать идеологию индивидов и скорректировать направление развития социальной системы, но индивидуальные экономические мотивы оказываются более устойчивыми, чем идеологические. При этом соответствие индивидуальных целей общесистемным обеспечивается корректировкой общей цели таким образом, чтобы она включала индивидуальные экономические мотивы.

Функциональная специализация элементов системы, способствующая достижению общесистемной цели, в социальной системе проявляется специализацией индивидов, обусловленной их характеристиками как трудовых ресурсов экономической системы – интеллектуальным потенциалом и квалификацией. Учитывая тот факт, что социальная система изначально ориентирована на участие в производственной деятельности (деятельности по созданию и распределению экономических благ), функциональная специализация становится условием включения индивидов в производство. Благодаря этому и управление функциональной специализацией не требует использования особых методов, кроме планирования производственной специализации территорий, занимаемых социальной системой, и координации обучения для обеспечения соответствия индивидуальных характеристик трудовых ресурсов производственной специализации территорий.

Что касается иерархичности (подчиненности) элементов социальной системы, то рассматривать данный фактор необходимо либо через концепцию социального управления, либо на основе различий характеристик индивидов (по уровню преобладающих потребностей, по мотивам, по участию в производственной деятельности). В рамках настоящего исследования наиболее соответствующим поставленным целям является второй подход. Иерархичность социальной системы обусловлена объективно существующими различиями между индивидами в рамках производственной деятельности, то есть подчиненность индивидов возникает в результате различия занимаемых уровней в процессе создания и распределения экономических благ. При этом, если устранить «субъективные причины», то экономическое положение индивидов в социальной системе будет определяться имеющимися у них характеристиками – интеллектуальным потенциалом и квалификацией, биологическими характеристиками (возраст как продолжительность участия в производственной деятельности, состояние здоровья как возможности выполнения определенных функций). Здесь также необходимо учитывать и личностные особенности (характеристики), но в связи со сложностью их количественной оценки, предположим, что они оказывают прямое влияние на характеристики трудовых ресурсов, а также зависят от биологических характеристик, поэтому не нуждаются в отдельном рассмотрении.

Наконец, последний из названных системообразующих факторов – обратная связь в социальной системе является реакцией индивидов на устройство системы, то есть выражается через удовлетворенность потребностей и развитость мотивов, связанных с потребностями самого высокого уровня. По сути этот фактор позволяет оценить такой показатель развития экономики, как качество жизни – совокупность частных показателей удовлетворенности общества от социально-экономических условий, созданных в стране. В результате недостаточной удовлетворенности индивидуальных потребностей (недостижения желаемого уровня качества жизни) возникают социальные противоречия и конфликты, которые и являются обратной связью в социальной системе.

Таким образом, системообразующие факторы социально-экономического развития, формируемые социальной системой, можно представить как количественные показатели и качественные характеристики индивидов, позволяющие им участвовать в производственной деятельности, отражающие уровень развития потребностей и мотивационную структуру, на основе которых в социальной системе возникает иерархичность, связи и управляющие воздействия. В целях систематизации системообразующих факторов социальной системы представим их классификацию и характеристики с помощью табл. 1.

Таблица 1. Системообразующие факторы социально-экономического развития, формируемые социальной системой

Группа факторов

Измеряемые показатели

Целеполагание (единство целей и направления развития)

  • показатели качества жизни в социальной системе (социальное обеспечение; экономическое положение индивидов)

Иерархичность (уровневая структура, подчиненность)

  • структура экономики (соотношение государственной и частной собственности; отраслевая структура)

Связи (прямое управляющее воздействие и обратная связь)

  • экономические результаты производственной деятельности (производительность труда);
  • удовлетворенность индивидов качеством жизни в социальной системе (оценка стабильности и социально-экономических условий)

Функциональная специализация

  • демографические характеристики социальной системы (структура трудовых ресурсов по полу, возрасту и др.);
  • квалификационные характеристики социальной системы (уровни квалификации; требования к квалификации по рабочим местам; условия труда)

Основываясь на вышеописанных результатах исследования и данных табл. 1, единство целей и направленности социальной системы обеспечивается единообразием мотивационной структуры индивидов, что в свою очередь связано со сходным уровнем удовлетворенности потребностей. Поэтому в таблице в качестве количественных показателей оценки этого системообразующего фактора предлагается использование показателей качества жизни, в первую очередь – статистически рассчитанных показателей социального и экономического обеспечения (например, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, стоимость минимального набора продуктов питания, средний объем обязательных платежей и взносов, индекс потребительских цен на продовольственные товары, индекс ожиданий потребителя). Учитывая открытость, доступность и проверяемость (статистическую проверяемость) этих показателей, авторами предполагается, что их оценка и сопоставление позволит выявить социальные группы, имеющие единые цели при участии в производственной деятельности.

В это же время удовлетворенность индивидов социально-экономическими условиями (качеством жизни) характеризует обратную связь, однако в таблице предложены иные показатели оценки. Это связано с тем, что обратная связь выступает как реакция на управляющее воздействие: при высоком уровне удовлетворенности индивидов эта связь будет иметь «положительный контекст» даже при недостаточно эффективном или оправданном управляющем воздействии. Поэтому для количественной оценки обратной связи нами предложено использовать результаты исследования общественного мнения, в частности, оценки стабильности экономики и удовлетворенности социальными условиями. А в целях оценки управляющего воздействия могут применяться экономические показатели результативности (эффективности труда), например, производительность как характеристика вовлеченности индивидов в достижение общесистемной цели.

По данным таблицы, для оценки иерархичности социальной системы рекомендовано использование показателей структурной организации экономики, в том числе и отраслевой структуры. В первую очередь, речь здесь идет о выявлении соотношения частной и государственной собственности как характеристики независимости и свободы выбора индивидами способов удовлетворения потребностей, так как значительная доля частной собственности не только свидетельствует о высокой конкуренции на рынке и возможностях более полного удовлетворения потребностей качественными экономическими благами, но и о возможностях самостоятельного определения индивидами своей роли и места в экономике (создания или распределения экономических благ). Однако иерархичность социальной системы не может характеризоваться только соотношением форм собственности, необходимо учитывать и отраслевую структуру народного хозяйства, так как она выступает «индикатором» индивидуальной мотивации (характеризует приоритеты индивидов: участие в создании благ или участие в их распределении).

Рассматривая функциональную специализацию индивидов в социальной системе, следует отметить, что она характеризует конкретные функции, выполняемые для достижения общесистемной цели, поэтому авторами предлагается проводить оценку этого фактора на основе демографических показателей и показателей трудовых ресурсов экономики. Основываясь на результатах оценки указанных показателей, по-нашему мнению, становится возможным определить вклад индивидов с определенными характеристиками в социально-экономическое развитие. Кроме этого, показатели функциональной специализации оказывают влияние на отраслевую структуру экономики и должны быть учтены при обосновании направлений развития, формулировании общесистемных целей.

В отличие от известных сегодня исследований в данной области, описанный в настоящей статье подход уточняет содержание социальной системы и позволяет раскрыть источники социально-экономического развития на основе экономических мотивов в деятельности индивидов – социальных субъектов, обладающих набором характеристик экономических объектов. По-нашему мнению, использование сформулированных в работе выводов и предлагаемых показателей системообразующих факторов социально-экономического развития, формируемых социальной системой, позволяет решить одну из важных научных задач обоснования влияния статистических (а, возможно, и функциональных) зависимостей различных факторов, характеристик, свойств и особенностей на результаты управления социально-экономическим развитием.

Список литературы

  1. Шматко, А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук [Текст] / А.Д. Шматко / Санкт-Петербург, 2004.
  2. Курбанбаева, Д.Ф. Приоритетные направления совершенствования исследований социально-экономического развития [Текст] / Д.Ф. Курбанбаева, А.Д. Шматко // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 37. - Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/37/sovershenstvovanie-issledovaniy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.11.2015).
  3. Турунцева, М.Ю. Прогнозирование в России: обзор основных моделей [Текст] / М.Ю. Турунцева // Экономическая политика. -2011 г. - № 1. – С. 193-202.
  4. Волков, Ю.Е. Социальные системы как объект социологического анализа [Текст] / Ю.Е. Волков // Социологические исследования. - 2009 г. - № 9. - С. 119-125.
  5. Социология Карла Маркса. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-marksa.html (дата обращения: 04.11.2015).
  6. Демичев, И.В. Культура и социальная система: к проблеме соотношения и взаимовлияния [Текст] / И.В. Демичев, И.В. Фролова // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Том 13, № 3. - С. 686-690.
  7. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом: Учебное пособие. [Текст] / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. - М.: Академия естествознания. – 2009 г. - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/53 (дата обращения: 07.11.2015).
  8. Шматко, А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий [Текст] / А.Д. Шматко // Вестник экономической интеграции. - 2009. – Том 1. - С. 143-148.