Теоретические аспекты методов оценки эффективности деятельности коммерческого банка

№46-2,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты различных методов оценки эффективности деятельности коммерческих банков и раскрывается их сущность.

Похожие материалы

Тенденции развития региональных коммерческих банков детерминированы усилением конкуренции со стороны инорегиональных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала, а также небанковских кредитных организаций, что актуализирует необходимость повышения их конкурентоспособности. Для решения этой задачи требуется разработать адекватный методический инструментарий, позволяющий выявить конкурентный потенциал и критические зоны в деятельности региональных коммерческих банков и на этой основе сформировать механизм повышения их конкурентоспособности [1].

В научной литературе по экономике излагаются разные методические подходы к оценке конкурентоспособности коммерческих банков. В своей существенной части они базируются на методиках оценки состояния коммерческого банка, прежде всего финансового, или таких важных характеристик его деятельности, как устойчивость и надежность, достаточно полно описанных в специальных источниках. Данные методики различаются по источникам получения информации, охвату направлений банковской деятельности и учету ее среды, виду используемых показателей, инструментарию построения, технологиям расчета и др.

К методикам оценки состояния коммерческого банка можно отнести известные методические разработки экспертов банков, рейтинговых агентств, консалтинговых компаний – систему «CAMEL», методики Банка Англии «RATE», Банка России, рейтинговых агентств «Fitch», «Standart&Poor’s», «Moody’s», «Bank-rates», «Markswebb Rank&Report», «Эксперт РА», ИЦ «Рейтинг», «Retail Bank Rank», «Кредит Импексбанк», «ВostonConsultingGroup», «Frank Research Group», «Амелин и партнеры», а также отдельных ученых и авторских коллективов – И.А. Аргунова , Г.С. Пановой , Ю.С. Масленченкова , Л.Т. Гиляровской и С.Н. Паневиной , А.Д. Шеремета и Г.Н. Щербаковой и др. [3].

Методики оценки надежности коммерческого банка разработаны группой экспертов под руководством В. Кромонова, А.В. Суворовым , Д.К. Потаповым и В.В. Евстафьевой, устойчивости банка – специалистами рейтингового агентства «Банкир – РУ» А.Г. Захарьяном, С.Н. Капустиным, Г.Г. Фетисовым, значимости банка – А.В. Буздалиным и др. [1].

Конкурентоспособность банковских услуг – важная составляющая конкурентоспособности банка – определяет важность разработки методического инструментария оценки конкурентоспособности банковских услуг. Соответствующие методики базируются на подходах, предполагающих учет[2]:

  •   качественных параметров банковских услуг, связанных с характеристиками особенностей их продаж ;
  •  сегментационных моделей разделения клиентской базы;
  •  потребительских и экономических свойств банковской услуги на основе метода анализа иерархий;
  •   выделения продуктового ряда с анализом целесообразности предоставления каждой услуги и тарифной политики.

В отдельных работах методический инструментарий оценки конкурентоспособности банковских услуг встроен в систему оценки общего уровня конкурентоспособности. Так, Ю.С. Кудашева верно отмечает, что определение уровня конкурентоспособности услуг является одним из основных параметров деятельности банка; при разработке методики оценки конкурентоспособности банковских услуг автор считает необходимым учитывать зависимость стоимости банковских услуг от их качества, а также проводить сравнительную характеристику банковских услуг по основным направлениям деятельности банка и ключевым параметрам качества банковских услуг. Методика Ю.С. Кудашевой базируется на расчете важнейших внешних и внутренних показателей деятельности коммерческого банка. Внутренняя среда рассматривается как индивидуальная, а внешняя – как равная для всех участников банков-конкурентов – участников финансового рынка. Оценка внутренней среды банка строится на основе расчета критериев качества активов и пассивов банка, достаточности капитала банка, доходности и рентабельности его деятельности, имиджа банка и конкурентоспособности услуг. Оценка внешней среды банка включает в себя расчет критериев состояния населения, реального сектора экономики и результатов государственного регулирования [2].

В рассматриваемой методике удачно сочетаются качественные и количественные показатели, хотя ряд количественных показателей, призванных отражать качество активов и пассивов банка, а также достаточность капитала, нуждается в уточнении (например, коэффициент резерва, определяемый как соотношение резерва и ссудной задолженности, включен в состав показателей не качества активов и пассивов, а достаточности капитала и пр.). К достоинствам методики можно отнести и учет факторов внешней среды банка. Вместе с тем предложенный способ учета представляется не бесспорным. Если предполагается, что все банки-конкуренты поставлены в одинаковые условия хозяйствования, т. е. конкурентоспособность банков рассчитывается при равных условиях внешней среды, то возникает вопрос: зачем учитывать критерий внешней среды в интегральном коэффициенте, ведь это никак не повлияет на результаты компаративного анализа конкурентоспособности?

Представляется, что учет фактора внешней среды должен определяться выбором уровня исследования. Так, при анализе конкурентоспособности региональных банков в масштабе страны важно учитывать региональные различия условий (мезоуровень), в масштабе мировой экономики – дополнительно включать в анализ особенности, определяемые спецификой национальной экономики (макроуровень). Если оценивать относительную конкурентоспособность региональных банков на уровне региона – субъекта РФ, то учет региональных условий, единых для всех банков данного региона, никак не скажется на результатах интегрального расчета. Таким образом, универсальная методика предполагает многоуровневый учет фактора внешней среды.

Список литературы

  1. Абаева Н.П. Конкурентоспособность банковских услуг:/ Л.Т. Хасанова// Ульяновск. - УлГТУ, 2012.
  2. Кихаева Е.Н. Эффективность деятельности коммерческого банка: сущность и методы оценки [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 10.03.2016)
  3. Чернова С.А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региональных коммерческих банков [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 10.03.2016)
  4. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  5. Сираева, Р. Р. Коммерческие банки на рынке ценных бумаг [Текст] / Р.Р. Сираева, Л.А. Ханбикова // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С.171-172.
  6. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.