Институт судебных приставов. Отечественный и зарубежный опыт

№47-4,

Юридические науки

Проводится сравнительно-правовой анализ деятельности службы судебных приставов России и США: рассматриваются общие аспекты и особенности исполнительного производства, организационно-правовой статус институтов исполнения судебных актов, система взаимодействия с другими государственными органами.

Похожие материалы

Судебный исполнитель (судебный пристав) — государственный служащий, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов, решений и постановлений.

Добиться добровольного исполнения судебных решений гражданами и организациями без применения мер принуждения не удается ни одному государству, поскольку добровольная готовность расстаться с денежными средствами или имуществом пока не стала неотъемлемой частью правовой культуры граждан. По этой причине для обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод государства создают специальные службы и регулируют их деятельность.

Разумеется, в разных странах институты, регулирующие организационно-правовые условия исполнительного производства, имеют не только свои особенности, но и выступают под различными наименованиями, отличаются в организационно-правовом смысле.

В США функции и задачи исполнительного производства осуществляется отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные коллекторские (юридические) агентства.

Маршалы – одна из старейших государственных должностей. Маршалы выполняют те же функции, но имеют большие полномочия, чем российские приставы.

Институт маршалов – влиятельный орган в системе государственной правоохранительной службы. Маршальская служба не только контролирует исполнение судебных актов, но и следит за безопасностью судебных зданий, судей и участников процесса (осуществление федеральной программы обеспечения защиты свидетелей обвинения), оказывают помощь в охране ядерных средств при их транспортировке по территории страны.

Маршальская служба США имеет в своем составе специальные отряды, располагает специальными и транспортными средствами, оснащена необходимым современным вооружением.

В маршальской службе США функции исполнительного производства осуществляются шерифами и их заместителями. Шерифы накладывают арест на имущество должников. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где в том числе преподается исполнительное производство.

Маршалы являются должностными лицами министерства юстиции США, подчиняющиеся Генеральному прокурору США.

Вместе с тем следует отметить, что маршальская служба, используется там, где существует опасность возникновения конфликтов или беспорядков.

В этой связи большую часть работы по принудительному взысканию задолженности в США выполняют коллекторские агентства, в следствии чего освобождая маршальскую службу для работы над более серьезными делами. Это позволяет маршальской службе отдавать предпочтение более трудным делам, где государственный аппарат наиболее эффективен и необходим.

Методы работы и уровень регулирования коллекторских агентств различаются в различных штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым взыскатель продает судебное решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются права взыскателя, и взыскатель получает согласованный платеж от коллекторского агента.

В США работу по розыску имущества должника выполняют адвокаты взыскателя, которые при этом используют как формальные (запросы в государственные и негосударственные учреждения), так и неформальные (частные детективы) методы розыска имущества. Взыскатель также может воспользоваться услугами агентств по сбору долгов.

В Российской Федерации судебные приставы — государственные гражданские служащие, на которых Федеральным законом «О судебных приставах» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве» возложены функции по исполнению судебных решений и актов других органов.

Судебные приставы являются должностными лицами, находящиеся в ведении Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок обжалования его действий и бездействий.

В Российской Федерации конечным этапом судебного процесса является исполнение решения суда на основе судебного акта. От того, как будет эффективно протекать процесс исполнительного производства, зависит, получит ли взыскатель присужденное судом имущество или денежные средства.

В настоящее время около половины судебных решений о взыскании долгов остается неисполненной, либо исполняется годами. Причина в сложившейся ситуации заключатся в том, что работа судебных приставов-исполнителей перезагружена, должника и его имущество не всегда удается легко разыскать. Судебные приставы-исполнители в Российской Федерации принудительно исполняют решение не только судов, но и различных бюджетных и вне бюджетных фондов.

Обзор организационно-правовой системы исполнительного производства в США позволяет сделать выводы:

Во-первых, принудительным исполнением занимаются государственные органы и частные организации.

Во-вторых, принудительное взыскание задолженности поручают частным лицам, которые используются на разном уровне: это может быть частное коллекторское агентство, адвокатская кантора. Благодаря такому распределению функций государственные органы занимающиеся исполнительным производством несколько разгружены, что позволяет наиболее эффективно исполнять судебные решения.

В России частных приставов – исполнителей нет. С одной стороны, существование частных лиц в качестве судебных приставов – исполнителей довольно непривычно для российского менталитета.

Как показывает практика в США исполнительное производство несколько разгружено, что позволяет наиболее эффективно исполнять судебные решения, используя всю полноту «государственного принуждения» при взыскании просроченной заложенности и при исполнении иных исполнительных документов. В РФ судебные приставы-исполнители имеют большую загруженность, в среднем нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составляет около 2 тыс. исполнительных производств различного характера. А так как государственная служба в современной России оставила свою плановую систему от Советского союза и ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает конкретные сроки (два месяца на принятия решения) и причины окончания (фактическое исполнение, невозможность взыскания), то по истечению двух месячного срока, и после получении сведений о должнике судебный пристав-исполнитель принимает решение об окончании исполнительного производства. При этом окончании исполнительного производства не всегда является результатом исполнении решении суда, но и окончании и за невозможность исполнить решение суда, хотя исполнение решения суда могло бы быть возможным при более тщательной «работе» с должником.

В Российской Федерации судебный пристав-исполнитель является беспристрастным государственным служащим, и он не может все свое рабочее время уделит исполнению одному судебному акту конкретного взыскателя.

По моему мнению, повысить эффективность работы российских судебных приставов-исполнителей помогло бы разделение службы на две структуры. Первая, государственная, занимающаяся предпочтительно социально значимыми исполнительными производства и взысканиями в пользу бюджета государства. Вторая, по примеру коллекторских агентств в США, занимающаяся взысканием в пользу физических и юридических лиц, но с государственным регулированием и подчинением.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
  2. Григонис Э.П. Правоохранительные органы России: понятие, виды, место в государственном механизме // Вестник Санкт-Петербургского универ- ситета МВД России. № 3.
  3. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительно- го производства в США // Бюл. службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Феде- рации. 2001. № 1.