Корпоративный институт — как формат взаимодействия рынка труда и высших учебных заведений

№48-3,

Экономические науки

В статье приведен пример корпоративного института - как формата эффективного взаимодействия рынка труда и ВУЗов. Современные ВУЗы вынуждены находить новые форматы эффективного функционирования на основе главного закона рыночных отношений-соответствия рынку труда.

Похожие материалы

В целях повышения эффективности взаимодействия с работодателями считаем необходимым выстраивать отношения с учреждениями и организациями в формате социального партнерства:

  1. Активное привлечение работодателей на научно-практические конференции.
  2. Проведение ярмарок вакансий.
  3. Активное участие работодателей при защите выпускных квалификационных работ.
  4. Увеличение числа Филиалов кафедр на предприятиях.
  5. Активное включение выпускников в кадровые резервы предприятий.
  6. Расширения спектра организаций и предприятий, являющихся потенциальными или реальными работодателями.
  7. Встает необходимость маркетинговой деятельности ВУЗа на рынке труда (анализ запросов и удовлетворенности внешних потребителей-работодателей качеством подготовки выпускников). Результаты данной деятельности позволят скорректировать учебный процесс, ввести дополнительные узкопрофильные дисциплины под конкретные отрасли.

Вопрос о сотрудничестве и взаимодействия ВУЗа с предприятиями на региональном уровне в контексте последних экономических и политических тенденций – это элемент уже стратегического развития ВУЗа. Поэтому активно развивать данные направления взаимодействия с работодателями уже не достаточно, необходимы более глобальные и инновационные подходы решения данного вопроса.

Нами был изучен опыт взаимодействия с работодателями более 100 ВУЗов, подведомственных координационно-аналитическому центру содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования при МТГУ им. Н.Э Баумана, в результате которого сделан вывод:

Оптимальный вариант объединяющий практически все вышепредставленные направления взаимодействия ВУЗа с работодателями – создание Корпоративных институтов.

Одна из причин возможных проблем при трудоустройстве молодого специалиста-выпускника – это отсутствие, либо недостаточный уровень практического опыта. В условиях Корпоративного института данная проблема отпадает. Суть данного института состоит в создании совместных с бизнес-сообществом научно-технических площадок, и научно-интегрированных образовательных структур. Данный вариант подходит в первую очередь для естественно-научных факультетов.

В качестве примера – опыт Владимирского государственного университета, который является классическим ВУЗом с характерным перечнем направлений подготовки специалистов:

  1. Биологическим факультетом ВлГУ и ФГУ «Федеральным центром охраны здоровья животных» Россельхознадзора заключено соглашение о научном сотрудничестве. Работа по этому соглашению заключается в том, что студенты-биологи имеют возможность обучаться в научных лабораториях центра по темам, направленным на решение проблем, актуальных для производства ветеринарных биопрепаратов и средств диагностики. То есть: студенты пишут курсовые и выполняют дипломные проекты в научно-исследовательских предприятий лабораториях по темам, направленным на решение проблем, актуальных для производства конкретного предприятия. Такая совместная работа позволяет корректировать учебный процесс с учетом перспективных направлений работы конкретных предприятий или даже целых отраслей (!), что в условиях двухуровневой системы образования особенно актуально. Особенно для магистерских программ. Кроме того, такой формат взаимодействия обеспечивает трудоустройство по специальности, и выгоден самим предприятиям, так как те получает профессионального выпускника «заточенного» под конкретное предприятие.

2. ВлГУ совместно с ОАО «Завод «Автоприбор» создана научно-интегрированная образовательная структура – Корпоративный институт. В его состав входят факультет экономики, радиофизики, информационных технологий. Принцип его такой же, как и в вышепредставленной научно-технической площадке биологического факультета. Корпоративный институт создан на учебно-производственной площадке предприятия-партнера.

В корпоративном институте обучающийся проходит практику, стажировку трудоустраивается на предприятии-партнере.

Корпоративные институты позволяют готовить практикоориентированных специалистов высокого уровня, реально привлечь работодателей к формированию актуальных компетенций будущих специалистов, т.е. реализуются следующие направления сотрудничества с организациями:

  1. Разработка новых учебных программ и целевых курсов.
  2. Создание многоуровневой системы стажировок, практик, дипломного проектирования в подразделениях партнеров и в интересах партнеров.
  3. Вовлечение образовательной и научной деятельности в интересах партнеров ВУЗа.

ВлГУ реализует проект Корпоративного института в рамках сотрудничества «Торгово-промышленная палата-ВУЗ-региональные органы власти», т.е. эффективнее развивать Корпоративные институты на трехстороннем уровне «Региональная власть – ВУЗ – Предприятие».

Кроме того, в Корпоративном институте реализуется программа опережающего профессионального обучения – программы повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «Завод «Автоприбор» на базе ВлГУ (также обучение по магистерским программам).

Таким образом, Вуз не только получает партнера в лице работодателя, но участвует непосредственно в экономическом развитии региона, выполняя важную функцию обеспечения высококвалифицированными кадрами.

Принцип Корпоративного института возможен и для целого ряда предприятий, объединенных одной отраслью. В рамках Алтайского Края подобный отраслевой Корпоративный институт может быть, безусловно, актуальным в контексте кластерного развития региона.