Теоретические основы исследования аддиктивного поведения личности в отечественной и зарубежной литературе

№56-1,

Психологические науки

В статье рассмотрены теоретические основы исследования проблемы аддиктивного поведения личности в научной литературе.

Похожие материалы

Термин «addiction» - лекарственная зависимость, был введен в 60-х годах XX века экспертами ВОЗ для обозначения привыкания к наркотикам и алкоголю. «Addiction» - юридический термин, обозначающий человека «слепо преданного, полностью пристрастившегося к чему-либо, обреченного, порабощенного, целиком подчинившегося кому-либо».

Аддикция и аддиктивное поведение это относительно новые понятия, и на данный момент среди психологов существует множество разногласий в его определении. Например, Ильин Е.П. понимает под аддиктивным поведением поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей».

Усков А.Ф. дает следующее определение аддиктивного поведения. Аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти, непреодолимой силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне - будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнёр, пища, деньги, то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения.

Лисецкий К.С., Литягина Е.В. под аддиктивным поведением понимают зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей) .

По мнению А.Б. Фоминой аддиктивное поведение обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость.

Е.В. Змановская под аддективным поведение понимает одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоящих у начала разработки этой проблематики (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В. Segal) как одна из форм деструктивного поведения, то есть причиняющий вред человеку и обществу. Аддективное поведения выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами – фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояниях). Процесс употребления веществ, изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикций.

Актуальность проблемы аддиктивного поведения личности подтверждается тем, что практически во всех психологических теориях (как классических, так и развивающихся в последнее время) делаются попытки объяснения причин формирования аддиктивного поведения. Однако, теоретическое объяснение процесса формирования аддиктивного поведения, предложение способов избавления от зависимости на практике часто оказывалось менее эффективным, чем ожидалось в теории. Рассмотрим основные теории и концепции, в которых описываются причины формирования аддиктивного поведения, и в соответствии с ними предлагаются способы избавления от зависимости.

Представители психоаналитических концепций считают, что в основе возникновения зависимости лежат неразрешенные конфликты детства и эмоциональная зависимость от взрослых, прежде всего матери (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Гартман, П. Блос, А. Адлер, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фром).

Классические психоаналитические концепции личности (З. Фрейда, А. Фрейд, Г. Гартман, П. Блос) в качестве причин возникновения аддиктивного поведения рассматривают дефекты в психосексуальном развитии. Согласно психоаналитикам личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития. Человек, по действием наркотического вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая, таким образом, решения существующих конфликтов.

В индивидуальной психологии (А. Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели, которая выстраивает жизненный план, А. Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их можно лишь вследствие высокой степени самосознания, или на стадии невроза благодоря индивидуально-психологическому подходу врача.

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действительности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. через схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает достижение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.

Преодолеть чувство неполноценности успешно можно при развитии чувства общности. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группу проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков и, наркоманов. Эта группа рассматривается, как обладающая «частной логикой», люди не могут справиться со своими проблемами и получать удовлетворение от социального общения, потому что в детстве у них сформировался план, в основе которого лежит защитная функция. Этот план согласован и препятствует личностным изменениям, т.к. представляет единую форму адантации, которую человек сумел для себя создать.

В транзактном анализе (Э. Брен) зависимость от алкоголя и наркотиков рассматривается как вариант ирры (Алкоголик), в которую человек может играть всю жизнь. Он не боится потерять здоровье, т.к. это как раз то, что он не редко и добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». У наркоманов и алкоголиков, по мнению Э. Берна, отчетливо проявляется материнское влияние. Таким людям необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему, т.е. зависимость от наркотических веществ, по сути, является другой стороной зависимости от матери. Усвоенный зависимый способ поведения (семейный сценарий), скорее всего, будет проявляться и в дальнейшей семейной жизни этого человека.

Согласно гуманистическому психоанализу (Э. Фромм) в современной жизни существует базовое противоречие, которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны – почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя- это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, развиваться и достичь свободы.

По мнению Э. Эриксона (теория психосоциального развития), личность в своем развитии проходит восемь основных стадий, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. На каждой стадии человек переживает соответствующий кризис. Личностное развитие протекает всю жизнь.

Бихевиористы (Дж. Уотсон, Р. Уолтер, А. Бандура, Э. Торндайк) считают, что в основе возникновения зависимости лежит переживание конфликта зависимости-независимости от взрослых и трудности в установлении эмоциональных связей со сверстниками. Они исходят из положения, что поведение человека организуется по принципу «стимул-реакция». Процесс социализации рассматривается бихевиористами как развитие привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет. Дж. Уотсон считал. Что можно прогнозировать поведение человека, если знать, как он примерно реагирует на ситуации. При рождении ребенок побуждается к действию относительно узким кругом возбудителей – первичных врожденных драйвов, или сильных стимулов (А. Бандура, Р. Уоолтер). Освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действий окружающих его взрослых, особенно матери. Реальное направление, которое принимает поведение человека, зависит от приобретенных привычек. Полезные инстинкты нужно упражнять, чтобы они стали привычками, вредные необходимо сдерживать, не создавая стимулов, которые их вызывают. которые их вызывают. Э.Торндайк отмечает, что если «человек делает то, что полезно и правильно, он скоро приобретает правильное понятие о социальном благе и о морали».

Ряд теорий в качестве основной причины возникновения аддикции рассматривают переживание стресса и фрустрации, а основной выигрыш от употребления ПАВ - «совладание» со стрессом и избавление от фрустрации. Таким образом, формируется своеобразная адаптационная система организма.

Согласно теории стресса и копинга (Р.Лазарус), в результате взаимодействия человека и окружающей среды у него формируются определенные стратегии поведения, основанные на личном опыте. Р.Лазарус вводит понятие «копинг» - преодоление стресса, совладание с ним. Каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). В зависимости от используемых стратегий и ресурсов у него могут развиваться разные формы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные. Все стратегии поведения человека, формирующиеся у него в процессе жизни Р.Лазарус разделяет на три группы: 1) стратегия разрешения проблем (активная стратегия поведения, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов, эффективного разрешения проблем); 2) поиск социальной поддержки (активная стратегия поведения, при которой человек для эффективного разрешения проблем обращается за помощью и поддержкой к окружающей среде: семье, друзьям, значимым другим); 3) избегание (пассивная стратегия поведения, при которой человек старается избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем; она может носить адекватный и неадекватный характер). Выбор третьей стратегии часто приводит к развитию аддикции.

Большая группа теорий и концепций рассматривает в качестве источника возникновения аддикции противоречия в Я-концепции, фрустрацию экзистенциально значимых потребностей, утрата или отсутствие смысла жизни смысла жизни (гуманистические концепции, психосинтез, теория личностных конструктов, онтопсихология).

В теории личностных конструктов (Дж. Келли) личность рассматривается как целостное образование, состоящее из системы конструкторов которые формируются на основе опыта, и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой, это указывает на сниженные адаптационные возможности. Что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и др. личностных расстройств.

Причины возникновения аддикции согласно гуманистическим концепциям кроятся в сниженном «локусе контроля», утрате или отсутствии смысла жизни и фрустрации значимых потребностей. Личность они характеризуют как человека в процессе, открытого новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас», стремящегося к саморазвитию внутренних побуждений и способности принимать решения (К.Роджерс). Я-концепция (самость) задает направления поисковой активности. Также существует идеальная самость -представление о себе, каким бы индивид хотел бы себя видеть.

С точки зрения онтопсихологии (А. Менегетти), которое является синтезом психоанализа З.Фрейда и А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга и гуманистической психологии А.Маслоу, Р.Мэя и К.Роджерса, индивид обращается к наркотикам тогда, когда он психологически уже является наркоманом. Наркотики являются следствием, не причиной. За любой болезнью, по мнению А.Менегетти, всегда стоят расстройства «Я». Личностную незрелость он рассматривает как «объективацию своей собственной ситуации», приписывание вины за свои неудачи случаю или другим людям.

В трансперсональной психологии (Ст.Гроф) использование наркотических веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а именно со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотическом состоянии. В общем согласие с психоаналитической теорией, алкоголь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом. Употребление подобных препаратов -это стремление пережить недифференцированное единство, отменить сам процесс рождения.

Представители деятельностного подхода и гештальттерапии связывают возникновение аддикции с нарушениями в потребностной сфере, когда одна

потребность становится ведущей и определяет поведение и деятельность человека.

Гештальттерапия (Ф.Перлз) описывает невротические механизмы нарушения контактов. Всякое проявление целостного Я, есть сообщение личности о себе. Первоначально среда формирует механизмы контакта, которые потом используются личностью при взаимодействии с окружением. Взаимодействуя со средой, организм образует «контактную границу», на которой происходит удовлетворение потребностей. Получив удовлетворение, потребность «уходит» в фон, уступая место другой потребности. У людей с зависимым поведением нарушается процесс «контакт - ухода», одна доминирующая потребность выступает как фигура. Образуется ригидный паттерн поведения, утрачивается контакт с реальностью. Гештальт остается незавершенным. Сознание удерживает в качестве фигуры лишь потребность, соответствующую принятому личностью представлению. Личность не развивается.

В NLP социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно использует одну стратегию поведения, социально зрелый - две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. С помощью алкоголя и наркотиков любой человек может на время «включить» нейросоматический контур человеческого мозга, который отвечает за сенсорно-соматическое блаженство.

В деятельностном подходе поведение понимается как особым образом организованная деятельность, которая осуществляет связь организма с внешней средой через реализацию мотивов (С.Л. Рубинштейн). Осуществляясь в действиях и поступках, мотивы закрепляются и переходят в характерологические черты, по мере того, как начинают определять образ действий. Зависимое поведение можно определить как ложно опредмеченную потребность, а основной механизм его развития - как «сдвиг мотива на цель». Доминирующим мотивом становится поиск объекта, который удовлетворяет потребность, замещающую истинную, обладание объектом дает временное ослабление внутреннего напряжения. Вся смысловая сфера личности перестраивается в соответствии с этим ведущим мотивом.

Б.Г. Ананьев определяет поведение человека как сложный комплекс видов его социальной деятельности. В поведении существует взаимозависимость между: информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; преобразованием внутреннего мира самой личности. Недостаточное развитие социальной компетентности могут быть компенсированы психоактивными веществами, которые дают ощущение достижения «Я - социального, каким хочу, чтобы меня видели другие». Объект зависимости может быть включен в структуру Я-концепции, как самостоятельный внутренний образ, и затем влиять на поведение подростка.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие в уголовно-исполнительной системе России [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] показали сложность и неоднозначность данной проблемы, многообразие моделей, подходов, методов, технологий диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения личности.

Список литературы

  1. Ганишина И.С. Исследование психологических особенностей мотивационно-смысловой сферы личности наркозависимых осужденных // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 428-431.
  2. Ганишина И.С. Анализ моделей профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 327-330.
  3. Ганишина И.С., Чернышов А.А. К вопросу о формировании антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 229-231.
  4. Ганишина И.С. Профессиональная подготовка курсантов психологических факультетов ведомственных вузов ФСИН России к работе с наркозависимыми осужденными// Сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». 2015. С. 177-180.
  5. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Личность наркозависимого осужденного и ее особенности // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 194-197.
  6. Ганишина И.С. Некоторые психолого-педагогические технологии профилактики наркотической зависимости осужденных // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 123-125.
  7. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4 (4). С. 76-81.
  8. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  9. Датий А.В., Ганишина И.С., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.
  10. Ганишина И.С. Проблемы наркотической зависимости в современном обществе и учреждениях уголовно-исполнительной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 324-327.
  11. Ганишина И.С. Особенности организации воспитательной работы с верующими наркозависимыми осужденными. // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 11. С. 83-85.