К вопросу о развитии инновационной деятельности предприятия

NovaInfo 42, с.145-149, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье описывается роль научно-технического прогресса, важность развития инновационной деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности. Авторы рассматривают особенности реформирования российских предприятий на основе внедрения и распространения инноваций.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ИННОВАЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Текст научной работы

В современных быстро меняющихся условиях автономно хозяйствующим субъектам становится все труднее осуществлять производственную и коммерческую деятельность в условиях конкурентной среды. Полагаем, что инновации могут во многом способствовать развитию предприятий, продвижению и закреплению существующих позиций на рынке. Каждое предприятие должно стремиться предлагать рынку уникальную инновационную продукцию или услуги, которые будут привлекать инвесторов, покупателей. На наш взгляд, инновации на предприятии невозможны без научно-технического прогресса. Инновации призваны способствовать процессу обновления номенклатуры выпускаемой продукции, обеспечению повышения ее качества в целях лучшего удовлетворения потребительских потребностей и сокращения издержек предприятия.

Научно-технический прогресс (далее НТП) является одним из важнейших инструментов решения различных социально-экономических задач, например, создание условий по улучшению условий труда, повышение экологического благополучия территории и др. НТП нередко способствует повышению уровня благосостояние нации. НТП может проявляться в эволюционной и революционной формах, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. Эти формы взаимосвязаны между собой посредством того, что НТП, как основа преобразований в области техники и науки, способствует постоянному прогрессу революционных изобретений, ведет за собой научно-техническую революцию. Так, придуманный двигатель внутреннего сгорания являлся мощным толчком к развитию автопромышленности. Новейшие усовершенствования автомобильной техники с каждым разом приближают изготовителей к новенькому скачку, переходу к альтернативным видам топлива и т.п. Технологическая революция способствует ускорению технологического прогресса, выводит его на качественно новейший уровень, например, становление сельского хозяйства в результате изобретения и введения электроэнергии (инкубаторы для хозяйственной птицы, доильные агрегаты и т.д.) [1].

Инновационную деятельность можно охарактеризовать как деятельность, которая направлена на поиск и реализацию нововведений с целью увеличения перечня и свойств продукции, повышения эффективности технологии и организации производства. Инновационная деятельность предприятия включает в себя:

  • выявление проблем предприятия;
  • проведение инновационного процесса;
  • осуществление инновационной деятельности.

Востребованность инновационной деятельности предприятия связана с тем, что все существующее устаревает. Именно поэтому возникает необходимость систематической проверки и очистки, а также переоценки изношенных или изживших свой срок полезности товаров и идей. Помощь в этом могут оказать периодическая переаттестация технологий, продуктов, а также рабочих мест, анализ рынков и каналов распределения. То есть необходим постоянный мониторинг деятельности предприятия со всех сторон.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также ее результатов, может помочь руководителям преприятия в решении основной задачи по усовершенствованию деятельности предприятия. То есть в некоторых случаях воможно самим искусственно морально «состарить» продукцию или услуги, тем самым опередив конкурентов. Такое управление приведет к развитию инновационной деятельности на предприятии.

Практические примеры показывает, что мысль о том, что производимый продукт уже в ближайшее время окажется устаревшим, заставляет руководителей и управляющих предприятия сосредоточиться на инновационной деятельности. Во всяком случае, перед организацией решения подобных проблем, необходимо определить:

  • какие изменения в процессе необходимо произвести;
  • какие необходимые знания нужно иметь;
  • какие решения будут соответствовать традициям и ориентациям потенциальных потребителей.

Наиболее кардинальные или радикальные новшества осуществляются посредством использования результатов новых знаний или открытий. Однако нововведения, которые основываются на новых открытиях, трудно управляемы. Это объясняется тем, что в первую очередь наблюдается, достаточно большой временной разрыв между появлением нового знания и его технологическим воплощением [2]. В связи с этим нововведения, основанные на новых знаниях, должны быть тщательного проанализированы со стороны всех необходимых факторов. Наряду с этим необходимо ясно воспринять и определить преследуемые цели, осуществить тщательное стратегическое планирование. Ни в коем случае нельзя упустить из внимания организацию предпринимательского управления, ведь здесь необходимо распологать финансовой и управленческой гибкостью и иметь нацеленность на рынок.

Нововведение, построенное на базе полученных новых знаний, должно «дозреть», чтобы быть принятым в обществе. В ином случае оно не принесет успеха. Чтобы инновационная деятельность была результативна, важно определить шаги, которые следует предпринять, и шаги, к которым прибегать не стоит. При этом целесообразно учитывать:

  • для целенаправленной систематической инновационной деятельности требуется непрерывный анализ источников инноваций;
  • нововведение должно быть приспоблено под нужды, желания и привычки клиентов;
  • инновация сама по себе должна быть проста и иметь определенную цель;
  • внедрение инноваций будет особенно эффективным при достижении цели с небольшиш бюджетом и небольшим количеством людей, а также при ограниченном риске. В ином случае, зачастую существует нехватка времени и средств для дальнейших модификаций, которые могут быть необходимы для инновации;
  • эффективно внедренная инновация имеет цель захвата лидерства на ограниченном рынке, т.е. нахождение своей ниши [3, 4].

Успешность или эффективность инновационного развития предприятия характеризуют исходя из соотношения вызванного эффекта и затрат на него (рис. 1).

Успешность инновационного развития предприятия
Рисунок 1. Успешность инновационного развития предприятия

Эффективность можно определить как относительную величину, измеряемую в частях единицы или же в процентах и описывающую итог выполненных расходов. Одним из аспектов эффективности выступает максимизации эффекта (выгоды) при данных расходах или же минимизация расходов (потерь производства) на достижение какого-либо заданного результата. Инновационное развитие предпрития во многом связано с его инвестиционной деятельностью. Чтобы воплощать в жизнь последствия научно- исследовательских опытов хотя бы в виде промышленных образцов и пр., необходимы большие финансовые затраты. Конечно, уровень и объем инвестиций определяется особенностями и видами инновационного процесса. Необходимо учесть и оценить такие факторы, как уровень риска при внедрении инноваций, реальность прогнозов оценок результата, необходимость обработки наибольших размеров информации для разработки инновационной стратегии предприятия и др. [5].

В настоящее время все большее значение имеет системное реформирование российских предприятий. В современных условиях необходима кардинальная смена применяемых технологий, использованных в производстве. Успешная разработка и введение инноваций предоставляют возможность предприятию успешно работать в уже освоенных сферах и раскрывают возможности выхода на новейшие направления. На успех инновационной работы предприятия оказывают большое влияние такие факторы, как научно-технический, производственно-технический потенциалы, наличие и качество основных видов ресурсов, объем инвестиций, эффективность системы управления. Адекватность оценки и применение данных факторов могут привести предприятие к полезному эффекту воплощения инноваторской стратегии.

В базе формирования инноваторских стратегий лежат единые социально-экономические цели и инновационные задачи предприятия. Получение прибыли и ее максимизация — основополагающая задача производства в рыночных критериях. Для ее достижения предприятие должно формулировать точные цели. К социально-экономическим целям второго уровня следует отнести увеличение масштабов производства, доли рынка, осуществление стабилизации положения на рынке, а также захват новых сегментов рынков [6].

Таким образом, инновации направлены на совершенствование рыночной структуры для наиболее полного удовлетворения нужд потребителей. Кроме того, каждая инновация рассматривается как сложный процесс, способствующий переменам научно-технического, экономического, социального характера. Также инновации обязаны гарантировать финансовый, общественный, технический или же экологический результат. В конце концов, инновация означает конфигурации в экономике, индустрии, сообществе, в поведении покупателей, производителей, сотрудников.

Читайте также

Список литературы

  1. Галина А.В., Назаров В.С. Инновации на предприятии // Проблемы развития интонационно-креативность экономики: сборник материалов II международной научно-практической конференции. – Москва, 2015. – С. 32-38.
  2. Завалин П.Н., Карбованцев А.К. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – СПб .: Наука, 2012.
  3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы инновационного развития экономики России в современных условиях // Инновации и инвестиции: теория, методология, практика: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. – НОО «Профессиональная наука». – 2015. – С. 47-51.
  4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  5. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование, 2005. – № 7. – С. 6.
  6. Соколова С.А., Горячева Е.В. Организационные изменения: классификация и политика изменений // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II Городской научно-практической конференции. – Волгоград, 2003. – С. 131-133.

Цитировать

Григорян, А.Г. К вопросу о развитии инновационной деятельности предприятия / А.Г. Григорян, С.А. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 145-149. — URL: https://novainfo.ru/article/4702 (дата обращения: 26.03.2023).

Поделиться