Внедрение инновационных методов обучения иностранному языку

NovaInfo 58, с.323-327, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются современные методы и технологии успешного обучения студентов иностранному языку. Делается вывод о необходимости, знания преподавателем специальных учебных техник и приемов, которые позволяют обеспечить фундаментальную языковую подготовку студентов.

Ключевые слова

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, КОММУНИКАТИВНЫЙ, АУТЕНТИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД

Текст научной работы

Изучая развитие цивилизации и общества в целом, мы можем с точностью установить, что наши предки всегда прибегали к использованию различных средств и технологий для улучшения знаний, для успешного и более быстрого обучения своих детей, для передачи будущему поколению своих навыков и умений [1-3].

Если взглянуть на развитие цивилизации внимательнее, то возможно убедиться в её быстром и значительном прогрессе. Так, например, промышленная революция в XIX столетии, послужила причиной для значительного развития науки и технологий, в результате чего появилось много новейших технических устройств, предназначенных для более комфортного развития общества [4-6]. Самым первым техническим средством обучения и передачи знаний, умений и навыков следующим поколениям можно назвать светопроекционные аппараты, которые передавали изображения в темных помещениях на стены. Но с течением времени ситуация меняется и в нашем мире появляются такие изобретения как электромеханическая, оптическая, а также магнитная звукозапись. В связи с этим, в иноязычном обучении происходят инновации и изменения [7-9].

В настоящее время иностранные языки считаются не только элементом культуры любой национальности, но также и средством для достижения успеха, иначе говоря, дальнейшей профессиональной самореализации студентов. Чтобы достичь высокого уровня знания иностранных языков необходимо обеспечить комплексную подготовку. Поэтому, необходимо, чтобы преподаватели были в курсе современных методов и технологий, применяемых в иноязычном образовании, а также разбирались в специальных учебных технологиях и средствах, с целью оптимального подбора определенного метода преподавания, обращая внимание на уровень знаний, умений и навыков студентов.

Важно помнить, что метод обучения не является, простой автоматической единицей. Для более рационального и мотивированного использования от преподавателя требуется креативный подход, так как педагогика рассматривается с точки зрения науки и искусства, поэтому и подходы в выборе обучающих методов должен опираться на творческое отношение педагогов [10-11].

Для раскрытия темы нашего исследования необходимо, на наш взгляд, определить термин «методы обучения». Итак, «методы обучения» трактуются как определенные приемы деятельности преподавателя и студентов, направленные на эффективное решение учебных задач [12-13]. Обучающие методы служат инструментом деятельности преподавателя для того, чтобы выполнять контролирующую функцию – обучение. Их использование в ходе обучения происходит посредством разнообразных обучающих тактик, подходов и технологий. «Обучающие тактики», на наш взгляд, это сочетание точных учебных ситуаций, которые способствуют достичь конкретной цели. Очень часто, в своей работе преподавателями используются стандартизированные методы обучения. Поэтому обучающий процесс, сводится к простому грамматическому или переводному методу. Однако, требования к занятиям по иностранному языку изменились. Сегодня в связи с развитием науки в России и в мире в целом, возможно, точно сказать, что для успешного освоения иностранного языка умений переводить адаптированные, неаутентичные тексты не достаточно.

Внимательно изучив процесс обучения и воспитания студентов, мы убеждаемся еще раз, что использование инновационных средств и разнообразных технологий, например, таких, как видеоролики, обучающие онлайн программы, аудио программы, ресурсы интернета, позволяет быстро осваивать иностранные языки, как на занятии так и не выходя из дома. Компьютерные программы и интернет-ресурсы, обладающие красочностью, увлекательностью, доступностью все больше интересуют и мотивируют студентов.

Поэтому, чтобы обеспечить высококачественную иноязычную подготовку студентов, важно использовать такие современные образовательные технологии, которые бы помогли студентам сознательно использовать иностранный язык в будущей профессии, что невозможно без аутентичных обучающих средств. Всем известно, что высокий уровень владения иностранным языком сейчас является, и будет являться одним из основных требований работодателя.

На наш взгляд, к современным образовательным технологиям относятся [14-16]:

  1. Иноязычное обучение с профессиональной направленностью.
  2. Вовлеченность учащихся в образовательный процесс.
  3. Внедрение инновационных коммуникационных технологий.
  4. Использование учебных компьютерных программ (мультимедийные ресурсы).
  5. Использование дистанционных технологий в иноязычном обучении (Skype и так далее).
  6. Подготовка доклада и составление презентации.
  7. Привлечение интернет-ресурсов.
  8. Иноязычная подготовка с применением компьютерной среды (форум, блоги, электронная почта, социальные сети).
  9. Внедрение новых контрольных заданий (составление иноязычных тестовых упражнений с целью осуществления тестирования студентов для оценки и контроля уровня знаний, умений и навыков).

Наиболее целесообразными для применения являются коммуникативные, конструктивистские и инновационные методы.

Коммуникативные методы заключаются обретении коммуникативных компетенций. Важно, чтобы в текстах содержалась конфликтная ситуация, мотивирующая студентов высказывать свою точку зрения. Процесс обучения в данном случае происходит не посредством использования грамматики, а с помощью коммуникативных интенций (намерений). Обучающиеся выступают главными субъектами обучения.

Конструктивистские методы характеризуются интенсивностью обучения студентов. Преподаватель обязан не просто учить, а целенаправленно руководить обучающим процессом. Занятие ориентировано на действие. Важно, чтобы студенты стремились самостоятельно строить свои знания (например, в проектной деятельности).

К инновационным методам относятся такие методы как [4; 5]: обучение с компьютерной поддержкой (CALL), метод сценария (story line method), методы симуляций, метод карусели, метод обучения по станциям, метод групповых пазлов, метод ролевой игры, метод «Case study». Рассмотрим некоторые из них, наиболее интересные на наш взгляд.

Метод «Case study» заключается в работе над проблемной ситуацией, когда студентами рассматривается определенная проблема, анализируется ситуация, представляются идеи и возможные способы решений в процессе дискуссии [5].

Метод сценария (story line method) основывается на комбинации запланированных учебных смыслов [4]. Получая от преподавателя ключевые вопросы, студенты создают свою историю. Применяя данный метод, текстовые учебники не требуются. Иначе говоря, обучение основывается на творческом планировании, выдвижении гипотезы, систематизации и презентации. В спроектированной истории содержатся такие элементы как драма и ролевая игра. Преподаватель определяет границы действия и отдельные эпизоды. Студенты сами формулируют и отвечают на вопросы.

Методы обучения по станциям основываются на выполнении определенных действий с учебными заданиями, которые упорядочены в образе станций. Студентам выдаются рабочие планы с обязательными и выборочными заданиями. Можно выбирать время, последовательность выполнения заданий и вид обучения, (индивидуальный, парный или групповой). В этой связи, обучающиеся тренируются в планировании своего времени, в оценивании и анализе своего учебного успеха [5].

Метод ролевой игры считается по праву одним из активных методов обучения. Часто используется как средство развития способности студентов к коммуникации. Ролевые игры связаны с интересами обучающихся и могут также выступать инструментом эмоциональной заинтересованности и мотивации к учебной деятельности. Кроме того, ролевые игры могут помочь в преодолении языковых барьеров и повысить объем речевых практик [5-6].

Таким образом, делаем вывод о том, что информационно-образовательные ресурсы играют важную роль на современном этапе изучения иностранных языков. Они способствуют развитию интереса, личных качеств студентов и являются эффективными средствами иноязычного образования. Поэтому преподавателем нужно совершенствоваться в знании методов и технологий обучения иностранным языкам и применять их в своей работе.

Читайте также

Список литературы

  1. Вильхова О.Г. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста // Синергия. 2016. № 4. С. 7-13.
  2. Кизин М.М. Древнерусские вокальные традиции // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. С. 163-166.
  3. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 79-83.
  4. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования // Территория науки. 2016. № 2. С. 13-18.
  5. Кизин М.М., Белоусова А.С. История музыкально-театрального творчества детей в России. - Москва, 2016. – 206 с.
  6. Никитенко Л.И. Самостоятельная работа в системе индивидуального образовательного маршрута студента // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 39-43.
  7. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. С. 33-37.
  8. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.
  9. Рогачева Ю.В. Чтение иноязычной литературы как универсальный инструмент формирования ключевых компетенций студентов неязыковых вузов // Синергия. 2015. № 2. С. 34-39.
  10. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.
  11. Кизин М.М. Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством // Среднее профессиональное образование. 2014. № 3. С. 6-9.
  12. Андреева А.С. Формирование системы профессионального воспитания обучающихся в условиях непрерывного образования // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 34-38.
  13. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 26-28.
  14. Анисимова В.С. Исследование проблем трудоустройства выпускников российских вузов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 54. С. 326-329.
  15. Кизин М. Взаимоотношение перспективы и анатомии в певческом процессе // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 3 (29). С. 08-09.
  16. Лебедев А.В., Васильев В.В. Communicative system and activity approach in teaching foreign languages // Территория науки. 2016. № 4. С. 38-42.

Цитировать

Анисимова, В.С. Внедрение инновационных методов обучения иностранному языку / В.С. Анисимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 323-327. — URL: https://novainfo.ru/article/10907 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться