Программа «Судебная психиатрия» для обучения юристов

№58-6,

медицинские науки

В статье показаны основные положения программы по судебной психиатрии для юристов.

Похожие материалы

Предложенная рабочая программа учебной дисциплины «Судебная психиатрия» для курсантов подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – уголовно-правовая) с учетом требований Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

При подготовке программы использована нормативно-правовая, учебная и научная литература [1-30].

Дисциплина «Судебная психиатрия» для направления подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – уголовно-правовая, узкая специализация – дознание в органах внутренних дел).

Дисциплина «Судебная психиатрия» является дисциплиной базовой части С.3.1.21 профессионального цикла.

До изучения указанной дисциплины курсанты должны овладеть знаниями, умениями и навыками по следующим дисциплинам: «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право», «Судебная медицина».

Дисциплина «Судебная психиатрия» относится к дисциплинам, завершающим процесс формирования специалиста.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. общекультурных:
    • способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9), в части применения знаний в области судебной психиатрии;
    • способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14), в части применения знаний в области судебной психиатрии;
  2. профессиональных:
    1. в области правоприменительной деятельности:
      • способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3), в части применения знаний в области судебной психиатрии;
      • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5), в части применения знаний в области судебной психиатрии;
      • способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6), в части реализации норм в области судебной психиатрии;
      • способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18), в части составления документов, отражающих применение знаний в области судебной психиатрии.

В результате изучения дисциплины «Судебная психиатрия» курсанты должны:

знать:

  • основные положения, понятия и категории судебной психиатрии (ОК-9, ПК-3);
  • организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);

уметь:

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта (ОК-9, ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
  • распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц (ОК-9, ПК-3, ПК-5, ПК-6);

владеть:

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра (ОК-9, ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18).

Соотношение планируемых результатов обучения по дисциплине с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Индекс компетенции

Перечень компонентов

ОК-9

знает

  • основные положения, понятия и категории судебной психиатрии.

умеет

  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта;
  • распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра.

ОК-14

знает

  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность.

умеет

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра;
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами;
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы.

ПК-3

знает

  • основные положения, понятия и категории судебной психиатрии;
  • организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы;
  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность.

умеет

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта;
  • распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра;
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами;
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы.

ПК-5

знает

  • организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы;
  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность.

умеет

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта;
  • распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра;
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами;
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы.

ПК-6

знает

  • организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы;
  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность.

умеет

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта;
  • распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра;
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами;
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы.

ПК-18

знает

  • организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы;
  • формы участия судебного эксперта-психиатра в расследовании преступлений, его права, обязанности и ответственность.

умеет

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  • анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-психиатрического эксперта.

владеет

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного психиатра;
  • навыками использования судебно- психиатрической терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами;
  • составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-психиатрической экспертизы.

Степень сформированности компетенций у курсантов при промежуточной аттестации определяется посредством зачета: «зачтено» и «не зачтено».

Оценка «зачтено» выставляется, если курсант:

  • прочно усвоил предусмотренный рабочей программой учебный материал;
  • логично и аргументированно ответил на вопросы билета (верное, четкое, достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов, нормативно-правового материла и т.п.) с приведением примеров и аналогий;
  • показал глубокие систематизированные знания;
  • использует и понимает научные и нормативные источники;
  • владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, с другими темами данного курса, с другими изучаемыми предметами;
  • продемонстрировал правильную речь в быстром или умеренном темпе;
  • систематически и активно работал на практических занятиях (дополнительный критерий).

Оценка «не зачтено» выставляется, если курсант:

  • не справился с 50% вопросов билета;
  • в ответах на все вопросы допустил существенные ошибки;
  • не смог ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем, или отказался отвечать;
  • не показал целостного представления по теме зачетных вопросов;
  • продемонстрировал низкое качество устной и письменной речи;
  • при подготовке к ответу и при ответе преподавателем выявлено использование курсантом неразрешенных источников информации (шпаргалка, сотовый телефон).

Изучение дисциплины «Судебная психиатрия» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки курсантов. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение, в том числе с использованием мультимедийного сопровождения. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы курсантов:

  • прослушивание (конспектирование) лекционного курса;
  • чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
  • выполнение заданий практикума;
  • посещение практических занятий с разбором на них конкретных ситуаций с целью выработки навыков и умений применения полученных судебно-психиатрических знаний.

Помимо устного изложения материала, в процессе чтения лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции, а также аудиозаписи лиц, страдающих психическим расстройством.

Контроль знаний курсантов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа (самоподготовка) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Проводится в целях подготовки к предстоящим практическим занятиям, промежуточной аттестации и закрепления знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, выработки навыков самостоятельного творческого решения поставленных задач, активного поиска и приобретения новых дополнительных знаний.

При подготовке к практическим занятиям курсанты должны:

  • ознакомиться с планом практического занятия;
  • уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии;
  • повторить содержание лекционного материала;
  • изучить рекомендуемые нормативные правовые акты и литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы;
  • подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия;
  • выполнить задания, обусловленные темой практического занятия (при этом уяснить виды, структуру и назначение составляемых на занятии процессуальных и иных документов);
  • ознакомиться с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия;
  • в целях самоконтроля ответить на вопросы, указанные в методических рекомендациях к занятию;
  • получить консультацию у преподавателя;
  • выполнить индивидуальные задания преподавателя;
  • написать реферат (по согласованию с преподавателем).

Обязательным условием подготовки к практическому занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.

На каждом практическом занятии курсантам необходимо иметь конспекты лекций, рабочую тетрадь для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, письменные принадлежности, а также, в зависимости от темы занятия, УПК РФ, УК РФ и другую специальную литературу.

Контроль текущей успеваемости обучающихся (текущая аттестация) – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения курсантами знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания курсантам индивидуальной помощи

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

  • на занятиях;
  • по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);
  • по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
  • по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
  • по результатам проверки выполнения заданий практикума;
  • по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация курсантов проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация курсантов проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.

Зачет проводится после завершения изучения дисциплины. Форма проведения зачета – устный ответ обучающегося на вопросы билета. Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
  2. Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»).
  3. Приказ МВД РФ от 04.08.2008 N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
  6. Артамонова Н.М., Багреева Е.Г., Воронцова Л.Ф., Гостев В.В., Калинина М.Н., Коридзе М.Т., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Тютюев В.В., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Разработка программы дисциплины «Основы адвокатской деятельности» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 48. С. 389-393.
  7. Артамонова Н.М., Коридзе М.Т., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Электронный учебник для дистанционного обучения юристов по «Судебной медицине» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 222-227.
  8. Артамонова Н.М., Мартынова М.В., Калинина М.Н., Тютюев В.В., Сонина П.В., Агеева Н.С., Федорова Т.В. Тестирование наркозависимых осужденных по методике Рокича // Вестник МНЭПУ. 2009. № 1. С. 3-8.
  9. Артамонова Н.М., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Оценка работы регистратуры городской поликлиники Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 274-277.
  10. Багреева Е.Г., Балабанова Н.В., Воронин Р.М., Датий А.В., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Селиванов Б.С., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных колоний // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 46. С. 219-221.
  11. Багреева Е.Г., Балабанова Н.В., Гостев В.В., Датий А.В., Дегтярев А.Л., Калинина М.Н., Коридзе М.Т., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Субботин С.М. Магистерская программа "Теоретические и практические аспекты квалификации преступлений" // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49. С. 402-413.
  12. Багреева Е.Г., Балабанова Н.В., Гостев В.В., Датий А.В., Калинина М.Н., Коридзе М.Т., Мартынова М.В., Тютюев В.В., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Магистерская программа уголовно-правовые проблемы преступлений против личности / /NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 48. С. 421-429.
  13. Багреева Е.Г., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Шатрова Н.В. Электронное учебное пособие "Симуляция психических заболеваний" // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 270-273.
  14. Булатецкий С.В. Психофизиологические механизмы системной организации биосоциальной адаптации курсантов образовательного учреждения МВД России к профессиональному обучению // Российский научный жургал.2013. № 1 (32). С. 101-107.
  15. Булатецкий С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова. Рязань, 2008.
  16. Булатецкий С.В., Бяловский Ю.Ю. Влияние уровня интеллекта на корреляционные взаимосвязи спектральных параметров ритма сердца // Вестник харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Серия Медицина. 2003. № 5 (581). С. 27-31.
  17. Булатецкий С.В., Бяловский Ю.Ю. Корреляционные взаимосвязи спектральных параметров ритма сердца при проведении психоэмоциональной пробы у лиц с различным уровнем интеллекта // Вестник новых медицинских технологий. 2003. Т. 10. № 1-2. С. 20-22.
  18. Власенко А., Владимирова Н., Чернявский А. Ревматическая полимиалгия: диагностика, лечение // Врач. 2014. № 5. С.2-5.
  19. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 8. № 1. С. 229-236.
  20. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Шархун О.О. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 497-502.
  21. Комарова А.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «социальное здоровье» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 7. № 1. С. 106-109.
  22. Конюхов М.И., Зыкин С.А. Использование информационных технологий дистанционного обучения при очном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 8. № 1. С. 98-100.
  23. Пономарев Д.С. Перспективы улучшения качества жизни у больных с хронической сердечной недостаточностью // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 2. № 1. С. 196-199.
  24. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Курушкина О.В. Роль адипокинов в прогрессировании метаболических нарушений у пациентов без ожирения с инсулинорезистентностью // Профилактическая медицина. 2010. Т. 13. № 5. С. 23-26.
  25. Ройтберг Г.Е., Ушакова Т.И., Шархун О.О., Дорош Ж.В. Интегральный подход к диагностике метаболического синдрома в клинической практике // Кардиология. 2012. Т. 52 № 10. С. 45-50.
  26. Ройтберг Г.Е., Шархун О.О., Платонова О.Е., Ушакова Т.И. Неалкогольная жировая болезнь печени как фактор риска атеросклероза // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2010. № 7. С. 20-24.
  27. Фазлыева Е.И. Применяемые и перспективные инновационные методы обучения в процессе преподавания правовых дисциплин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 8. № 1. С. 127-132.
  28. Roitberg G.E., Dorosh Z.V., Sharkhun O.O. A new method for screening diagnosis of insulin resistance // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Т. 158. № 3. С. 397-400.
  29. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  30. Roitberg G.Ye., Ushakova T.I., Dorosh Zh.V. Role of insulin resistance in diagnostics of metabolic syndrome // Cardiology. 2004. № 3. С. 94.