Средства веб 2.0 в предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети общеобразовательной организации

№59-1,

Педагогические науки

Сервисы Веб 2.0 рассматриваются как часть предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети в общеобразовательной организации, а также указываются особенности их применения в предметном обучении школьников.

Похожие материалы

Современные мультимедиа средства стирают как территориальные, так и социальные границы между участниками сетевого взаимодействия, открывая повсеместный доступ к массивам данных, накопленных мировым сообществом за всю историю его существования. Развитие мультимедиа средств находит свое отражение во всех сфера деятельности, в том числе в образовании.

Предметно-ориентированная интерактивная образовательная сеть общеобразовательной организации – это компьютерная коммуникационная сеть, имеющая высокую степень интерактивности за счет используемых в ней интерактивных ресурсов, обладающих образовательным потенциалом и применимых в обучении школьников учебным предметам. Интерактивные ресурсы предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети могут быть «встроенными» в описываемую сеть, являясь частью программы-платформы, на которой интерактивная образовательная сеть построена, а также «внешними», являясь программным обеспечением иных разработчиков, сервисами Веб 2.0, другими ресурсами сети Интернет, при условии свойственной им интерактивности [6].

Интерактивность является одним из основных свойств социальных сервисов Веб 2.0, которые могут являться компонентом предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети общеобразовательной организации. Как отмечает Патаракин Е.Д. (2007), для пользователя интерактивность сервиса Веб 2.0. складывается из нескольких составляющих [3]: возможности наполнения ресурса содержимым (личными данными, разработками, комментариями, пометками, аудио- и видеоинформацией); постоянным отслеживанием личного вклада каждого пользователя в развитие ресурса за счет «постоянных ссылок на опубликованные материалы» [Там же, с.10]; классификацией данных за счет меток, позволяющих существенно облегчить дальнейшую траекторию поиска необходимой информации; визуализацией динамических связей между различными категориями (понятиями, участниками сообщества и т.д.).

С точки зрения применения педагогом социальных сервисов Веб 2.0. в условии предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети, интерактивность означает: применение и пополнение находящейся в свободном доступе коллекции цифровых образовательных ресурсов по преподаваемой учебной дисциплине; формирование личной коллекции образовательного материала, применяемого педагогом в профессиональной деятельности, с его размещением в сети Интернет; организация совместной работы обучающихся с электронными документами и материалами сети Интернет на различных этапах урока, а также во внеурочной и проектной деятельности по предмету; отслеживание активности каждого обучающегося, задействованного в удаленной работе по предмету; создание собственных социальных сообществ (например, сообщество обучающихся социальная сеть отдельного классного коллектива), применение в рамках учебного предмета виртуальных лабораторий и т.д.

Рассмотрим некоторые социальные сервисы Веб 2.0, применимые в обучении с применением предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети и имеющие метапредметный характер.

Виртуальные классы. К данным ресурсам можно отнести сервисы, способные выступать основой для предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети (например, «Edmodo», «Eliademy»). Так как принципы организации обучения в различных виртуальных классах схожи, в качестве примера такого сервиса рассмотрим образовательную сеть Эдмодо.

Эдмодо («Edmodo») – глобальная образовательная сеть, основанная в 2008 г., на сегодняшний день объединяет более 75 млн. участников по всему миру и предоставляет доступ к учебным классам педагогу, обучающемуся и его родителям [7]. Вход в учебный класс ограничен учетной записью пользователя, а сам такой класс представляет собой виртуальное пространство с некоторым набором интерактивных возможностей: средства организации коммуникации между всеми обучающимися класса, а также внутри организованных педагогом независимых мини-групп, опросы и тесты (с различными типами вопросов, ограничением тестирования по времени), размещение новостей из новостной ленты официального сайта общеобразовательной организации на главной странице класса, добавление видеороликов и презентаций с помощью вставки кода адреса ссылки на данный материал из других сервисов Веб 2.0. Кроме того Эдмодо дает педагогу возможность назначения обучающемуся задания, его оценивание (встроенный электронный журнал), формирования коллекции размещенных педагогом документов и ссылок на внешние ресурсы сети Интернет, отслеживания мониторинговых данных и активностей пользователей.

Видеоконференцсвязь. В условии применения предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети общеобразовательной организации, видеоконференцсвязь является средством: осуществления сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями; электронного обучения школьников; оказания педагогом консультативной помощи обучающимся, получающим образование по индивидуальным учебным планам; организации удаленных мастер-классов; популяризации науки и расширения научных связей по предмету (организация удаленных встреч, лекций с экспертами в конкретной образовательной области) и т.д. Исходя из опыта организации видеоконференцсвязи как средства экологического воспитания обучающихся гимназии, Чимитова С.Н. отмечает, что, принимая участие в видеоконференциях, обучающиеся «учатся позиционировать свою точку зрения, презентовать себя, доступно, лаконично, интересно доносить информацию до участников ВКС [видеоконференцсвязи], вовлекать их в свою работу, проектировать совместное решение проблем» [5, с.43].

В настоящее время известно достаточно большое количество различных сервисов Веб 2.0 для организации видеоконференцсвязи, в том числе применимых в образовании. Такие сервисы могут предоставить педагогу ряд интерактивных возможностей: чат для обсуждения хода видеоконференции (общий для всех участников или персональный для осуществления коммуникации между педагогом и конкретным обучающимся), «белая доска» для рисования, средство проведения опросов. Кроме того, в течение сеанса видеоконференции педагог имеет возможность транслировать электронную презентацию, размещать дополнительные материалы в виде файлов и ссылок на ресурсы сети Интернет, а обучающийся – сохранять размещенные педагогом файлы на свой компьютер, например как конспект прошедшего удаленного урока по изучаемой учебной теме.

Однако, не смотря на схожий функционал сервисов Веб 2.0. для организации видеоконференцсвязи, отметим некоторые свойственные им особенности. Так, например, в «Gruveo» применяется технология шифрования данных без их сохранения на серверах ресурса, что обеспечивает надежность их передачи [4]. Он-лайн ресурс «TokBox» (англоязычный интерфейс) предоставляет пользователю возможность вставки в свой сайт или блог модуля видеокоммуникации, позволяющего организовывать видеоконференции без явного использования внешнего программного обеспечения, что может быть особенно актуально в условии обучения школьников.

Комментируемые видеоролики (скринкасты). Для создания обучающих видео-уроков незаменимы сервисы, обеспечивающие захват изображения экрана монитора и запись не только всех происходящих на нем изменений, но и комментариев педагога. На сегодняшний день популярные программы для создания скринкастов позволяют выполнять загрузку созданного педагогом обучающего видео на сайт или личный блог педагога с помощью полученного от программы кода («ScreenCastle») или разместить видео на видеохостинге, выполнять запись с использованием функции «картинка в картинке» («BlueBerry FlashBack Express»), получить запись в двух файлах: видео отдельно от звука, что бывает удобно при дальнейшей конвертации записанного файла в другой формат («Krut»), вести запись лишь определенной части экрана монитора («ScreenCastle», «Screenr»).

В условии организации обучения с применением предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети сервисы Веб 2.0 для создания комментируемых видеороликов могут применяться для осуществления комментируемых виртуальных экскурсий, организации видеоинструкций к использованию разнообразных программ и, таким образом, могут быть полезны педагогам многих предметных областей.

Электронные плакаты и виртуальные доски («Popplet», «Scrumblr», «Lin», «Glogster») - социальные сервис Веб 2.0. для построения электронных плакатов (онлайн-плакатов), виртуальные доски, содержащие видео- и аудиофрагменты, текст, статичные и анимированные изображения. Созданные постеры можно обсуждать в чате, обмениваться ими с другими пользователями. Электронные плакаты могут быть использованы педагогами различных учебных предметов как средство организации мозгового штурма или рефлексии: в учебной деятельности – созданный каждым учащимся электронный плакат отражает определенную информацию, пройденную школьником в рамках освоенной учебной темы; во внеурочной деятельности – электронный плакат можно создать, подводя итог прошедшему мероприятию (например, экскурсии).

Следующий блок сервисов Веб 2.0. обозначим как средства визуализации опорных слов. В процессе изучения учебной темы в рамках любого учебного предмета, а также в проектной деятельности, могут быть полезны средства визуализации ключевых слов, к которым отнесем такие средства Веб 2.0, как облака слов («Tagxedo», «WordItOut», «Wordle»), ментальные карты («Mind42», «MindMeister», «Mindomo» «SpiderScribe»), «фишбоуны» («FishboneDiagram»).

Облако слов (облако тегов, взвешенный список) представляет собой визуализированное представление ключевых слов теста. Размер шрифта каждого из слов сгенерированного сервисом облака зависит от «веса» каждого используемого в облаке слова. Благодаря простоте сервисов, направленных на создание облаков слов, их применение педагогом во фронтальной, индивидуальной и групповой работе класса возможно даже на начальном этапе обучения в общеобразовательной организации [2, с.9].

Облако слов, сгенерированное сервисом «Tagxedo» на основе названий употребляемых в данной публикации сервисов Веб 2.0 и их целевой принадлежности, представлено на рисунке 1.

Облако слов, сгенерированное на основе названий употребляемых в данной публикации сервисов Веб 2.0 и их целевой принадлежности
Рисунок 1. Облако слов, сгенерированное на основе названий употребляемых в данной публикации сервисов Веб 2.0 и их целевой принадлежности

Ментальная (когнитивная) карта – средство визуальной структуризации информации с возможностью предоставления доступа к совместному редактированию, а также дополнения создаваемой карты видеоматериалами, изображениями, текстом (в том числе замечаниями и примечаниями).

Пример ментальной карты, созданной с помощью сервиса «Mindomo», представлен на рисунке 2.

Ментальная карта
Рисунок 2. Ментальная карта

«Фишбоун» («рыбий скелет», скелет), диаграмма Исикавы - очередное средство визуализации опорных слов, представляющее собой графическое изображение, визуализирующее причинно-следственные связи изучаемого явления. При этом изучаемое явление является условно обозначенной «головой рыбы», от которой отходит прямая, представляющая собой условный «позвоночник», к которому сверху и снизу подходят «кости» - факторы, влияющие на исследуемое явление.

Использование средств визуализации опорных слов в обучении на базе предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети общеобразовательной организации позволяет педагогу организовывать работу обучающихся, направленную на развитие их критического мышления, разнообразить учебный процесс, расширить применяемые в учебной деятельности средства рефлексии, а обучающемуся – визуализировать результаты своей работы.

Лента времени. В рамках изучения учебной темы, в которой изучаемые события имеют определенный хронологический порядок, для педагога и обучающегося интерес могут представлять такие сервисы Веб 2.0, как ленты времени («Dipity», «TimeRime»).

Лента времени является современным средством наглядного представления информации в хронологическом порядке. Описывая общие возможности сервиса для создания ленты времени в «Dipity», Киселева М.П. (2013) указывает на несколько вариантов применения данного сервиса в учебной деятельности на уроке: работа класса с заранее подготовленным учителем шаблоном (заполнение пустого шаблона, дополнение шаблона пропущенными данными, исправление специально допущенных ошибок в расстановке событий и дат); как вариант домашнего задания: самостоятельное конструирование ленты времени по пройденному учебному материалу [1, с.12]. Дополняя список, отметим, что ленты времени применимы во внеклассной работе. Так, для классного руководителя лента времени может являться средством визуализации своеобразной летописи ключевых событий класса. Кроме того, лента времени может являться неординарным способом ведения электронного портфолио обучающегося, за счет возможности подключения к указанным событиям видео файлов, изображений, ссылок на ресурсы сети Интернет.

Подводя итог, отметим, что популяризация компьютерных сетей, развитие социальных сервисов Веб 2.0 открыли новые грани коммуникации для осуществления интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося общеобразовательной организации. При этом сервисы Веб 2.0, обладая достаточно разнообразным образовательным функционалом, способны расширить возможности предметно-ориентированной интерактивной образовательной сети общеобразовательной организации, повысить степень ее интерактивности, а также существенно разнообразить способы взаимодействия участников образовательных отношений.

Список литературы

  1. Киселева М.П. Web 2.0: интерактивная поддержка хронологического видеоряда сервисом Dipity // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 2. С. 11-13.
  2. Крюкова О.Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе // Молодой ученый. 2014. № 11.1. С. 8-10.
  3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю: уч.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М : Интуит.ру, 2007. 64 с.
  4. Самые простые в мире видеозвонки. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.01.2017. URL: https://www.gruveo.com/ (дата обращения 29.01.2017).
  5. Чимитова С.Н. Видеоконференцсвязь как интерактивная среда в экологическом воспитании учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1-2. С. 40-43.
  6. Ширяева И.А. Построение интерактивной образовательной сети в общеобразовательной организации: обоснование и инструментарий // Известия Смоленского государственного университета. 2016. № 3 (35). С. 347-355.
  7. About Edmоdo. How students learn is just as important as what. Edmodo is where education meets innovation [Electronic resource]. URL: https://www.edmodo.com/about (Retrieved: January 27, 2017).