Интерактивная лекция на основе нелинейного flash-видео

№31-1,

Педагогические науки

В данной статье рассматривается способ решения проблемы вовлечения обучающегося в процесс обучения, а, следовательно, повышения качества учебного процесса, при использовании дистанционных форм обучения, в особенности в оффлайн режиме, при котором затруднен или невозможен непосредственный обмен информацией между преподавателем и обучающимся. В статье речь идет о мультимедийных технологиях и средствах обучения, используемых для создания нелинейных интерактивных видеолекций на основе использования платформы Adobe flash, позволяющей использовать для трансляции информационно-телекоммуникационные сети или работать в режиме оффлайн в любом доступном веб-обозревателе.

Похожие материалы

На современном этапе развития общества и научно-технического прогресса невозможно представить учебный процесс без использования мультимедийных и информационно-телекоммуникационных технологий. Глобально-ориентированная модель обучения, представляющая собой совокупность технических систем передачи учебной информации, методов интерактивного взаимодействия обучающихся и преподавателей, средств дистанционного контроля знаний и форм методологической поддержки самостоятельной работы [1].

Глобально-ориентированная модель обучения предполагает проведение сетевых интерактивных видеоконференций в режиме онлайн, которые могут проводиться с помощью различных программных продуктов, таких как VoIP-сервис Skype или при помощи программно-аппаратного комплекса Polycom. Подобные программные и аппаратно-программные продукты позволяют вести двусторонний обмен информацией между преподавателями и обучающимися, обмениваться текстовыми, голосовыми и визуальными сообщениями, осуществлять обмен файлами, транслировать видеосюжеты и мультимедийные презентации.

Использование дистанционных методов обучения позволяет снизить материальные и временные затраты на проведение обучения, осуществлять обучение большего количества человек, а также повысить качество учебного процесса за счет использования современных технических средств обучения. Наряду с этим использование традиционных форм проведения занятий, в том числе и лекционных, невозможно из-за удаленности преподавателей и обучающихся. Необходимо отметить, что наиболее эффективной формой обучения при использовании дистанционных технологий является лекция. Между тем, основное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, а также сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Эти направления остаются приоритетными и для дистанционных форм обучения. Наряду с внедрением инновационных форм и методов обучения необходимо максимально сохранить основные черты традиционного теоретического занятия, в том числе возможность задавать вопросы преподавателю [2].

Использование онлайн технологий и глобально-ориентированной формы обучения, а также возможностям современных телекоммуникационных технологий позволяет сохранить основные аспекты проведения лекционного занятия. Но заметим, что дистанционное обучение осуществляется как в онлайн, так и оффлайн режиме, например, в форме видеолекций.

Оффлайн видеолекция – это лекция преподавателя, записанная на материальный носитель, дополненная мультимедиа приложениями и другими методическими материалами. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Использование оффлайн видеолекций позволяет преподавателю в значительной степени повысить эффективность учебного процесса, внедряя широкий набор средств управления познавательной деятельностью, реализуя богатые возможности иллюстрации содержания учебного курса. Формат видеолекции позволяет преподавателю синтезировать практически все необходимые виды представления информации – графическая, аудиальная, текстово-символьная, транслирующиеся комплексно.

Наряду с перечисленными положительными моментами использования видеолекций в учебном процессе, они обладают огромным недостатком. Оффлайн видеолекции не позволяют производить двусторонний обмен информацией между преподавателем и обучающимся, не предоставляют возможности обучающемуся задавать уточняющие вопросы преподавателю в режиме реального времени, что, несомненно, снижает эффективность процесса обучения.

Используя современные средствам мультимедиа, существует возможность, в некоторой степени, устранить недостаток отсутствия двустороннего обмена информацией в режиме реального времени.

Благодаря мультимедийной платформе Adobe flash, предназначенной для создания интернет приложений, мультимедийных презентаций, анимации и компьютерных игр, с возможностью трансляции и воспроизведения видео- и аудиозаписей, преподаватели, использующие дистанционные формы обучения, могут создавать интерактивные нелинейные видеолекции [3].

Повысить эффективность процесса дистанционного обучения при использовании оффлайн видеолекций возможно за счет двух аспектов – интерактивности и нелинейности.

Интерактивность характеризуется степенью взаимодействия между объектами системы. Высшая степень интерактивности – диалоговое взаимодействие – достигается при помощи органов управления, встроенных в видеосюжет. Управление видеосюжетом позволяет вовлечь обучающегося в процесс обучения, тем самым повышая познавательную способность.

Благодаря встроенным органам управления, обучающийся имеет возможность перемещаться по ключевым точкам видеосюжета, расположенным в строго определенных местах временной шкалы.

Высокая степень интерактивности достигается детальной проработкой плана занятия, выделения ключевых моментов лекции, требующих уточнения и пояснения.

Нелинейность характеризуется возможностью развития сюжета по нескольким направлениям в зависимости от подготовленности обучающегося, позволяя самостоятельно выбирать вопросы для изучения.

Степень нелинейности сюжета зависит от преподавателя, создающего интерактивную видеолекцию. Чем больше взаимосвязанных между собой учебных вопросов, с возможностью перехода по ключевым моментам, тем более вариативна видеолекция. Повышая степень нелинейности и интерактивности, преподаватель может снижать недостаток двустороннего обмена информацией, возникающий в процессе применения дистанционных образовательных технологий в оффлайн режиме.

Несомненным преимуществом использования мультимедийной платформы Adobe flash для создания нелинейных интерактивных видеолекций, является отсутствие привязки выходного файла к специализированным аппаратным или программным средствам и может воспроизводиться в любом веб-обозревателе (браузере) вне зависимости от наличия или отсутствия интернет-соединения.

Таким образом, благодаря детальной проработке учебного материала, расстановке нелинейных логических связей между рассматриваемыми вопросами и дополнительными методическими материалами, возможностям мультимедийной платформы Adobe flash и современным техническим средствам обучения повышается познавательная способность обучающихся и, как следствие, эффективность процесса обучения при использовании дистанционных форм обучения.

Список литературы

  1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Учебно-методическое пособие. - Томск: ТГУ, 2003.
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  3. Летин А., Пашковский И., Летина О. Компьютерная графика. Гриф МО РФ. – М.: Форум, 2007. – 256 с.