Особенности и проблемы организации инклюзивного образования за рубежом

NovaInfo 130, с.91-93, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В обзорной статье описаны исследования учёных из Испании, Греции, Великобритании и США относительно организации инклюзивного образования и связанных с этим трудностей. Рассмотрены работы, касающиеся разных типов инклюзивного образования, например, работы с одарёнными детьми или детьми-мигрантами. Изученные работы демонстрируют практики инклюзивного образования на разных уровнях образования.

Ключевые слова

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УЧАЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ

Текст научной работы

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, утверждает равное право каждого человека на образование, причём оно должно быть доступным для всех согласно способностям каждого учащегося. Одним из условий реализации этого права является инклюзивное образование, которое понимается как процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Ряд зарубежных исследований посвящён этому вопросу.

Научный коллектив из Испании в составе O. Moliner, A. Sales, R. Ferrandez, J. Traver рассмотрел стратегии и практику реализации инклюзивной культуры в испанских средних школах [1]. Исследователи изучили то, как учителя воспринимают инклюзивную культуру. В исследовании была предпринята попытка изучить индикаторы, связанные с инклюзивным образованием, с учетом реакции учителей в обычных и особых контекстах обучения (которые реализуются при участии экспертов по специальным образовательным потребностям, специалистов по терапевтической педагогике и компенсирующему образованию, а также посредством использования специальных программ, организованных для адаптации учащихся с различными образовательными потребностями). Авторы использовали испанский перевод Индекса инклюзии, который был адаптирован и разделен на три шкалы по типу Лайкерта, касающиеся инклюзивных культур, организации в контексте преподавания и обучения, а также инклюзивных практик. Исследователями обсуждается роль процессов инноваций и преобразований в средних школах и приводятся ключевые факторы, способствующие созданию межкультурной инклюзивной школы.

Исследование, представленное в статье британских ученых M. Nind, S. Lewthwaite из Саутгемптона, в первую очередь направлено на понимание педагогики, действующей при обучении методам исследования социальных наук на уровне высшего профессионального образования [3]. В статье изучено, почему изучение методов исследования социальных наук является трудным и как оно может провоцировать беспокойство, иногда приводящее к тому, что учащиеся позиционируются как плохо подготовленные и напуганные. Исследователи отмечают, что преподаватель может неоправданно обвинить студентов в том, что они являются сложнообучаемыми, в то время как обучение в большей степени будет ориентировано на студентов, у которых нет проблем в обучении. Авторы утверждают, что в ходе их исследования преподаватели методов исследования социальных наук выработали свои собственные решения по реализации принципа инклюзивного образования без навешивания студентам ярлыка «с особыми потребностями». Кроме того, преподаватели не прибегали к помощи тьюторов. Эти педагогические наработки, полученные в результате исследования авторов из Великобритании, направлены на решение проблем, связанных с тремя переменными: 1) учащимся; 2) содержанием учебного материала и 3) личностью самого преподавателя. Авторы показывают, как преподаватели методов исследования социальных наук обращаются к разным студентам, и приходят к выводу, что данные и точки зрения используются в инклюзивном обучении для установления связей и поддержки обучения.

Коллектив учёных из США в составе R. U. Mun, M. D. Ezzani, L. E. Lee, J. K. Ottwein в статье «Наращивание системного потенциала для улучшения идентификации и услуг в сфере образования одаренных детей: пример одного округа» указал на то, что культурно, лингвистически и экономически разнообразные учащиеся представлены в программах для одаренных детей в недостаточной степени [2]. По мнению авторов, это свидетельствует о необходимости изучения системных процессов, включая создание потенциала к развитию программ для одаренных на уровне округа и школы. Исследователи изучили влияние этого процесса на выявление одаренных детей и услуги, предоставляемые таким детям в одном отдельно взятом округе в США. Они провели 10 интервью в фокус-группах с 61 участником, включая координаторов по работе с одаренными детьми и заведующих учебной частью. Данные были проанализированы с использованием шестиэтапного подхода к тематическому анализу, в результате которого были выявлены три всеобъемлющие темы, требующие дальнейшего развития: 1) наращивание системного потенциала, 2) изменение концепций обучения одаренных и 3) практика выявления одарённых детей и создание специальных инклюзивных программ для работы с такими детьми. Полученные данные указывают на важность наращивания системного потенциала учителей для того, чтобы культурно, лингвистически и экономически разнообразные учащиеся выявлялись более эффективно и обучались по специальным программам для одаренных. Авторы статьи отмечают, что наращивание системного потенциала и изменение концепций обучения одаренных связаны между собой и ведут к улучшению выявления одаренных детей и созданию специальных инклюзивных программ. Более того, реализация гибкой и детализированной политики, которая учитывает школьный климат и культуру, имеет решающее значение для наращивания системного потенциала.

Специалисты из Греции P. Piliouras, O. Evangelou, занимающиеся проблемой инклюзивной культуры в разрезе работы с детьми-мигрантами, рассматривают трудности, возникающие у обучающихся-мигрантов при переходе от своей повседневной культуры к культуре школьной (процесс, известный как «пересечение культурных границ») [4]. Учащиеся-мигранты могут столкнуться с трудностями при попытке преодолеть культурные границы, и это может повлиять на их прогресс в учёбе. В исследовании, которое авторы представили в этой статье, принят за основу социокультурный тезис о том, что обучение можно рассматривать и изучать как осмысленный процесс совместного исследования. Греческие учёные реализовали программу исследования действий в сотрудничестве с двумя учителями начальной школы Афин с 85% учащихся-мигрантов. Было установлено, действуют ли два учителя, которые постепенно познакомились с кросс-культурной педагогикой в ходе проекта, в направлении преодоления культурных границ, реализуют ли они различные инклюзивные стратегии в преподавании естественных наук. Результаты показали, что оба учителя использовали подходящие трансграничные стратегии (то есть стратегии, касающиеся создания совместной исследовательской среды обучения), чтобы помочь ученикам плавно перейти из своего «мира» в «мир науки».

Вывод: авторы всех этих работ подчёркивают, что каждый ребёнок имеет право на получение образования, что позволяет ему реализовать свой потенциал, независимо от способностей, пола, религии, расы.

Успех внедрения инклюзивного обучения зависит от человеческих ресурсов, школьной культуры, уровня подготовки преподавателей.

В работах указывается на важность создания благоприятного образовательного климата, где человек с ограниченными возможностями может стать единым целым с окружающей средой, неуязвимым для насмешек, издевательств, запугивания. Препятствия в реализации инклюзивного образования, методы их устранения, типы поддержки являются общими для школ в разных странах.

Читайте также

Список литературы

  1. Moliner, O. Inclusive cultures, policies and practices in Spanish compulsory secondary education schools: teachers’ perceptions in ordinary and specific teaching contexts / O. Moliner, A. Sales, R. Ferrandez, J. Traver // International Journal of Inclusive Education, 2011. — № 15 (5). — Pp. 557-572. — URL: https://doi.org/10.1080/13603110903165158.
  2. Mun, R. U. Building Systemic Capacity to Improve Identification and Services in Gifted Education: A Case Study of One District / R. U. Mun, M. D. Ezzani, L. E. Lee, J. K. Ottwein // Gifted Child Quarterly, 2021. — № 65 (2). — Pp.132-152. — URL: https://doi.org/10.1177/0016986220967376.
  3. Nind, M. Hard to teach: inclusive pedagogy in social science research methods education / M. Nind, S. Lewthwaite // International Journal of Inclusive Education. — № 22 (1). — Pp. 74-88. — URL: https://doi.org/10.1080/13603116.2017.1355413.
  4. Piliouras, P. Teachers’ Inclusive Strategies to Accommodate 5th Grade Pupils’ Crossing of Cultural Borders in Two Greek Multicultural Science Classrooms / P. Piliouras, O. Evangelou // Res Sci Educ, 2012. — № 42. — Pp. 329–351. — URL: https://doi.org/10.1007/s11165-010-9198-x.

Цитировать

Поршнева, А.А. Особенности и проблемы организации инклюзивного образования за рубежом / А.А. Поршнева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 130. — С. 91-93. — URL: https://novainfo.ru/article/18967 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться