Нравственное развитие студентов инженерных специальностей в процессе освоения гуманитарных дисциплин

№59-2,

педагогические науки

В статье раскрывается понятие «нравственное развитие студентов». Особое внимание уделяется проблеме интеграции дисциплин гуманитарного блока на основе акцентирования в их содержании анализа ценностных доминант современного общества. Приведены результаты социологического исследования об отношении студентов к познавательной деятельности по предметам общетехнического и естественнонаучного цикла в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Похожие материалы

Радикальные изменения последних лет во всех сферах общественной жизни коснулись всех россиян, но особенно сильно осложнили положение молодежи. Юноши и девушки постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с получением образования, трудоустройством, конкуренцией на рынке труда и пр. Как следствие, у молодежи наблюдается изменение системы ценностей, снижение роли моральных норм, рост преступности, проституции и т.д. Размышляя о сложившейся ситуации в стране президент Российской академии образования Н. Д. Никандров в своей монографии «Россия: ценности общества на рубеже XXI века» отмечает рост влияния факторов, примитивизирующих развитие личности, поощряющих упрощенное, часто циничное отношение к другим людям [3].

Основной задачей Высшей школы, сформулированной в «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», является подготовка не только высококвалифицированного, ответственного, компетентного специалиста, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной, духовно развитой личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание [2].

В связи с этим перед преподавателями вузов, в том числе и технических, встает сложная проблема нравственного развития студентов – будущих технических специалистов. Именно им предстоит иметь дело с высокопроизводительными технологиями и руководить трудовыми коллективами в сложных условиях рыночной экономики. Формирование ценностных приоритетов будущих инженеров особенно актуально в ситуации нацеленности современного общества на устойчивое развитие, на защиту окружающей среды, поскольку современному техническому специалисту необходимо принимать административные решения по экологизации технических производств, созданию различных природоохранных структур. Особое значение эта проблема приобретает в образовательном процессе студентов лесотехнического вуза, поскольку их профессиональная деятельность в будущем будет связана с организацией работы лесозаготовительных, деревоперерабатывающих предприятий, эффективным осуществлением технологий лесозаготовок и деревообработки, контролем качества древесного сырья, изделий из древесины с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров.

Ученый – педагог Г.В. Слепухина в монографии «Нравственное развитие старшеклассников в социально – педагогическом процессе» нравственное развитие трактует как процесс овладения представлениями о нравственных нормах и выработки отношения к ним, выражающегося в устойчивости и силе проявления этих отношений в конкретной деятельности и силе проявления этих отношений в конкретной деятельности, в ходе которой, осознавая собственные переживания и переживания других людей, личность сохраняет позитивное отношение к себе и терпимое отношение к окружающим [5].

Одним из важнейших педагогических условий нравственного развития студентов в вузах любого профиля (как гуманитарных, так и технических) является интеграция дисциплин гуманитарного блока (философия, культурология, этика, мировая культура и искусство, основы эстетики, история декоративно-прикладного искусства, народные промыслы Урала и т.д.) на основе акцентирования в их содержании анализа ценностных доминант современного общества, глобальных проблем современности, духовного мира личности и противоречий, возникающих в нравственных, этических аспектах его взаимодействия с окружающим миром. Выше перечисленные дисциплины обладают аксиологической направленностью и могут дать студенту системное представление о ценностях современного мира, о месте человека в нем, помочь сориентироваться в представлениях о смысле жизни, в обоснованных и правильных жизненных выборах.

Студенты I – II курсов технического вуза, осваивающие дисциплины гуманитарного блока – это юноши и девушки 17 – 19 лет. Как отмечает проф. Э.Ф. Зеер, юношеский возраст – это очень важный этап социально-профессионального становления личности, когда наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта [1]. Новообразованием этого возраста является социальное созревание и самоопределение человека, выработка нравственных ценностей и идеалов (Д.И. Фельдштейн), когда личностное развитие идет по пути «врастания индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи, в культуру» [4, с. 839 - 840].

Между тем, дисциплины гуманитарного блока, которые изучаются студентами вузов технического профиля, как правило, относятся к непрофильной, неприоритетной сфере их профессиональной подготовки. В их преподавании доминирует репродуктивное воспроизведение знаний о культуре и искусстве, делается акцент на фактологии и описательности в анализе явлений культуры или произведений искусства в ущерб целостному пониманию культурного явления или художественных образов, идеалов и представлений о мире, отраженных в искусстве. Особенно стоит отметить тот факт, что подавляющее большинство студентов имеет небольшой опыт общения с искусством как специфическим, художественно-образным способом освоения действительности. Результаты многочисленных исследований, посвященных проблеме нравственного воспитания и развития личности в процессе ее общения с искусством, оказываются не задействованными в образовательно-воспитательном процессе студентов технического профиля.

Значимость эмоционального переживания, обогащения опыта нравственных чувств средствами искусства в становлении ценностных ориентиров личности является утвердившимся положением в отечественной психолого-педагогической науке. Процесс присвоения личностью нравственных ценностей общества проанализирован в различных исследованиях российских и зарубежных ученых. Известный советский психолог В.Н. Мясищев обозначает его как «механизм интериоризации ценностей», А.Н. Леонтьев связывает с понятием «личностный смысл», в последнее время возникли понятия «аксиосфера личности», «аксиологическое «я» личности» (А.Г. Москаленко, В.Ф. Сержантова). При различных подходах, все исследователи подчеркивают важность «практической включенности» субъекта в социальные отношения при трансформации общественных ценностей в личностные, значимость эмпирического опыта, эмоционального проживания человеком ситуаций, отношений, нравственных чувств для формирования индивидуальной системы нравственных ценностей. Только через опосредование чувств и эмоций нравственные знания превращаются в познаваемые отношения как ценностный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Это положение обосновано и разработано в отечественной психолого-педагогической науке (И.С. Кон, В.М. Коротов, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Для изучения результата влияния дисциплин гуманитарного блока на развитие нравственной сферы учащихся технического вуза мы провели анонимное анкетирование студентов 1 курса Института лесного бизнеса и дорожного строительства Уральского государственного лесотехнического университета. Социологическое исследование было проведено в ноябре 2016г. В анонимном анкетировании принял участие 100 студентов очной и заочной форм обучения, из них 65 юношей и 35 девушек. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, один из которых касался изменения отношение студентов к познавательной деятельности по предметам общетехнического и естественнонаучного цикла в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Отвечая на вопрос «Изменилось ли Ваше отношение в процессе изучения гуманитарных дисциплин к познавательной деятельности по общетехническим и естественнонаучным дисциплинам?», 65% студентов отметили улучшение отношения к общетехническим дисциплинам, 34% - неизменность своего отношения к ним и лишь 1% указал в ответе ухудшение отношения.

Анализируя ответы студентов об их отношении к дисциплинам естественнонаучного цикла, следует констатировать, что у 55% респондентов улучшение отношение к этим предметам, у 44% - осталось неизменным, и только у 1% отвечающих отношение ухудшилось.

Из полученных данных вытекает вывод о том, что изучение гуманитарных дисциплин положительно влияет на мотивацию обучения и на познавательную активность учащихся в области наук о природе, а также значительно повышает активность по общетехническим дисциплинам. Мы можем объяснить этот феномен тем, что дисциплины гуманитарного блока формируют ценностное отношение молодого человека, во-первых, к окружающему миру, мотивируя изучать его, совершенствовать свои знания о нём; во-вторых, к окружающим его людям, в том числе преподавателям вуза и другим студентам, стимулируя желание сотрудничать с ними, развивают такие значимые профессионально-личностные нравственные качества, как ответственность, трудолюбие, честность, коммуникабельность, толерантность и т.д.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
  2. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003. С. 1210-1224 с.
  3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000.
  4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2007.
  5. Слепухина Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе. М., 2006.