Характеристика понятия «воспитание»

№69-1,

педагогические науки

В статье рассматривается сложное и многоплановое понятие «воспитание», приводятся его разные трактовки. Автор акцентирует внимание на таких характеристиках воспитания, как дискретность во времени и пространстве и непрерывность, системность, планомерность.

Похожие материалы

Сегодня воспитание признается важнейшей проблемой и практической задачей нашего общества. Актуализация проблемы воспитания подрастающего поколения обусловлена рядом причин. Это и многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры и национальных традиций; рост преступности, в том числе и экстремизма в молодежной среде; открытая экспансия чуждых ценностей национальному менталитету россиян, включающая пропаганду насилия, распущенности нравов, что влечет за собой девальвацию нравственных ценностей, усиления культа жестокости и насилия.

Сложившаяся традиционная система работы с подрастающим поколением и молодежью, существовавшая долгое время в отечественной педагогической практике, претерпела существенные изменения, не всегда позитивные. Часто подрастающее поколение оказывается наедине со своими проблемами. На необходимость перестройки системы воспитания, разработки новой отечественной концепции воспитания, базирующейся на новых демократических принципах и отвечающей ценностным установкам современного общества, указывают многие исследователи в области педагогики.

В педагогической литературе понятие «воспитание» трактуется как процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. При этом подчеркивается значимость освоения личностью в воспитательном процессе культуры и перевода общественно-исторического опыта в личный опыт [1]. Воспитание предстает в психолого-педагогических исследованиях как многоплановый процесс. Так, многие исследователи определяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией. В данном ключе — трактовка Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова: как сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, обеспечивающий общественный прогресс и преемственность поколений [3]. В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [2, с. 73].

Понимание процесса воспитания в широком и узком смысле обусловлено такими его характеристиками как дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность, системность, планомерность — с другой. Различные акценты, расставляемые исследователями либо в сторону трактовки воспитания как непрерывного процесса социализации человека, либо в направлении понимания воспитания как дискретного процесса, осуществляемого в определенных организациях и ограниченного местом и временем, приводит к широкому спектру имеющихся определений данного понятия. В определении Г.Д. Бухаровой воспитание — это «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека» [2, с.73].

Мы трактуем воспитание как компонент целостного образовательного процесса вуза, связанного с целенаправленной деятельностью педагогов по развитию профессиональных и личностных качеств студентов, способствующих их вхождению в контекст современной культуры, а также стимулирующих саморазвитие и становление их как субъектов и стратегов собственной жизни.

Не менее важно для определения исходных позиций нашего исследования рассмотрение современных подходов к воспитанию. По замечанию Г.Д. Бухаровой, «в условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России» [2, с.103].

Список литературы

  1. Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 2005. – 208 с.
  2. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: ИЦ «Академия», 2009.
  3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: ИЦ «Академия», 2001. – 176 с.