Об организации воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности

№69-1,

педагогические науки

В статье раскрывается воспитательный потенциал внеаудиторной работы со студентами. Проанализированы формы организации воспитательной работы, эффективные в формировании нравственных качеств у студентов.

Похожие материалы

Решение проблемы эффективной организации воспитательной работы со студентами выступает одной из актуальных задач современного вуза. На современном этапе общество испытывает потребность в специалисте нового социокультурного типа: не только высококвалифицированного, компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально — экономическое процветание.

В современных психолого-педагогических исследованиях воспитание предстает как компонент целостного образовательного процесса вуза, связанного с целенаправленной деятельностью педагогов по развитию профессиональных и личностных качеств студентов, способствующих их вхождению в контекст современной культуры, а также стимулирующих саморазвитие и становление их как субъектов собственной жизни. Результатом процесса воспитания студентов в вузе является воспитанность будущего специалиста, что означает сформированность нравственных качеств как основы его личностного развития и подготовки к жизни и самостоятельной деятельности в обществе.

Утвердившимся в практике отечественного образования является положение о том, что важнейшим педагогическим условием эффективной воспитательной работы в вузе является организация внеаудиторной деятельности студентов, основанная на активных методах обучения и направленная на творческое постижение студентами нравственных ценностей. Воспитательный потенциал внеаудиторной работы обусловлен рядом факторов.

  1. Внеаудиторная деятельность не ограничена никакими содержательными рамками и предоставляет студентам широкую свободу выбора осваиваемого содержания с возможностью решения личностных проблем, а также творческого самовыражения.
  2. Внеаудиторная деятельность в естественном порядке создает ситуации общения и сотрудничества, что еще более расширяет ее возможности для перевода нравственных знаний в нравственные качества личности. Воспитательная работа в данном случае не исчерпывается тематикой какого-либо мероприятия, а вбирает в себя и все нюансы взаимоотношений студентов. Контекст общения, в котором оказываются студенты, обладает самостоятельным воспитательным значением (подчас не зависит от тематики мероприятия), заставляя каждого «потренироваться» в опыте нравственного поведения (проявить волевую стойкость в преодолении каких-либо препятствий, придти на выручку своему товарищу, проявить выдержку и терпение в каких-либо ситуациях и т.д.)
  3. Внеаудиторная деятельность раскрывает дополнительные возможности для межпредметных связей между дисциплинами гуманитарно-художественного и естественнонаучного циклов, создание единых программ по нравственному воспитанию, и в целом для согласованности действий преподавателей различных дисциплин в организации образовательно-воспитательной среды вуза.
  4. Внеаудиторная деятельность включает в себя «средовой фактор» — взаимодействие с учреждениями культуры, других образовательных учреждений и т.д. Макроуровень, с которым связана внеаудиторная деятельность, расширяет представления студентов о законах нравственности и морали в современном мире, дает информацию к размышлению о выборе собственного культурного развития.
  5. Условием формирования нравственных качеств является активная деятельность самой личности, что обеспечивает обогащение опыта нравственного поведения, закрепления навыков и умений действовать в рамках моральных и нравственных норм во взаимоотношениях с окружающими. В юношеском возрасте для находящейся в становлении личности открываются новые возможности «взрослой жизни», а в связи с этим и многие соблазны. Потребности и мотивы деятельности в этот период жизни оказываются достаточно переменчивыми. Соответственно педагогам, включенным в воспитательный процесс, необходимо гибко менять и разнообразить формы воспитательной работы, исходя из тех реалий, в которых развивается современная молодежь. В этом плане внеаудиторная деятельность дает студентам большие возможности для самореализации, в то время как лекционная вузовская система не обладает подобным «потенциалом гибкости».

Остановимся более подробно на последнем положении. Традиционными, освоенными в практике воспитательной работы, являются такие ее формы как научно-методические и научно-практические конференции, семинары, кружковая работа, проведение лекториев, различных воспитательных мероприятий, концертов, смотров и конкурсов художественной самодеятельности, студенческие акции и др. Вузовское образование постоянно обновляется, возникают интересные формы организации воспитательной работы, достаточно эффективные с позиции проблемы формирования нравственных качеств у студентов.

Одна из таких форм — студия. По мнению профессора Н.Е. Щурковой, студийный подход способствует усилению нравственной составляющей в содержании занятий, значительно сокращает разрыв между педагогической теорией и практикой [3, с. 6]. Тематика студий может быть задана в определенном направлении (в данном случае — нравственное воспитание) и конкретизироваться как самими студентами, так и преподавателями. Специфика такой формы работы заключается в комплексном использовании материала различных дисциплин (философии, психологии, истории, социологии), обращением к различным видам искусства. На студийных занятиях могут устраиваться просмотры кинофильмов, проблемных с точки зрения затронутых в них нравственных коллизий, обсуждения популярных передач, обращение к истории культуры.

Еще одной формой работы, активизирующей нравственное воспитание студентов, является творческая мастерская. При обсуждении нравственной проблематики в рамках работы мастерской возможна ситуация незавершенного поиска решений какого-либо вопроса в ходе свободного общения между участниками мастерской, в процессе самостоятельного анализа обсуждаемых вопросов. Важно, что тема обсуждения определяется коллективным решением группы и преподавателя, отражая их приоритеты, интересы, осознаваемая как личностно необходимая и значимая. В ходе работы мастерской происходит обмен мнениями, изучение и анализ множественных вариантов ответов на поставленный вопросы, овладение нормами и ценностями коллективного общения, обозначение и принятие своей роли в происходящем. Подобные процессы не мыслимы без афиширования собственных взглядов и нередко сопровождаются спорами, жаркими дискуссиями. В этом случае важно мастерство руководителя, который поддерживает атмосферу доброжелательности и толерантности к различным точкам зрения участников. Таким образом, сама форма творческой мастерской обладает значительным воспитательным потенциалом, поскольку приобщает студентов к культуре общения, к умению вести диалог, отстаивать свою точку зрения и при этом учитывать мнения других.

В отечественном и зарубежном высшем образовании в последние годы развивается такая форма воспитательной работы как музейная педагогика. С популяризацией этой формы связано понимание того, что искусство участвует в социализации разума, воли, чувства, что оно целостно формирует человека, его принципы поведения. В частности, в последние десятилетия культурные деятели Европы отмечают необычайную популярность музеев и объясняют этот феномен потребностью современного человека в прикосновении к своим корням, основам бытия. Так, Х. Люббе (ФРГ) говорит, что «ни одна цивилизация не была столь тесно соотнесена с прошлым, как сегодняшняя. Научно-техническая цивилизация пришла к эмоциональному дистанцированию от самой себя. Обращаясь к реликтам прошлого, современная культура смотрит на них как на средство связи с давно минувшим» [Цит. по: 2, с. 223]. Многочисленные музеи помогают каждому ориентироваться в быстро меняющемся мире, воздействуют на историческое сознание и самосознание человека, через эмоциональное переживание формируют представления о вечных нравственных ценностях.

Особое значение имеет взаимодействие вуза с музеями собственного города и области. Свердловская область располагает многочисленными музеями, материалы которых способны приобщить человека к истории родного края, национальным традициям проживающих в нем народов, к ценностям мировой культуры. Опосредованный диалог с прошлым позволяет раздвинуть границы понимания событийности, выйти на осмысление общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение. Работа на базе музеев позволяет наиболее эффективно влиять на процессы нравственного воспитания и самовоспитания студентов, развивать их способность к адекватному восприятию и анализу окружающей действительности, формировать их личностную картину мира, осознавать свое место в нем.

Подытоживая сказанное, отметим, что разнообразные формы внеаудиторной работы со студентами могут быть эффективны в том случае, когда они представлены как компонент целостного образовательно-воспитательного процесса вуза, т.е. подчинены единой цели, реализуются на основе единых методологических подходов, согласуются с тематикой дисциплин, осваиваемых студентами в вузе, цементируют межпредметные связи. Реализация совокупности выделенных педагогических условий позволит в рамках педагогического процесса вуза реализовать задачи формирования нравственной воспитанности студентов как важнейшего компонента их профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Сарафанова, Т.В. Педагогические условия формирования готовности студентов к творческой деятельности во внеаудиторной работе: дисс. … канд. пед. наук. – Владимир, 2004. – 159 с.
  2. Шульженко А.К. Европейская педагогика: экологическая эстетика: монография./ А.К. Шульженко. – М., 2004. – 248 с.
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. //Педагогическое общество России. – М., 1999. – 222 с.