Развитие образовательной области «Теория игр» для системы дистанционного образования

№59-2,

педагогические науки

В рамках данной статью будут рассмотрены особенности образовательной области «Теория игр» для системы дистанционной подготовки бакалавров экономики и менеджмента. Данная образовательная область имеет важное значение для развития профессиональной компетентности будущих бакалавров экономики и менеджмента в области построения и исследования теоретико-игровых моделей.

Похожие материалы

С методической точки зрения особый интерес представляют возможности новой базы знаний и наборы вычислительных алгоритмов WolframAlpha в визуализация равновесия Нэша в биматричных играх [1]. Отметим, что использование информационных технологий в учебном процессе в рамках образовательной области «Теория игр» позволяет существенно расширить перечень прикладных содержательных задач как в контексте аудиторной работы студентов, так и в контексте самостоятельной работы. Так, нам удалось исследовать множества равновесных состояний биматричных игр, проанализировать различные социально-экономические ситуации, приводящие к теоретико-игровой модели в форме биматричной игры, более тщательно познакомить студентов с методологией разработки управленческих решений [14] в различных областях деятельности.

С целью развития образовательной области «Теория игр» для системы дистанционного образования необходим учет ряда методических особенностей [2] преподавания учебной дисциплины «Теория игр», специально созданной для ликвидации дефицита компетентности будущего бакалавра экономики и менеджмента в области принятия решений в условиях неопределенности и риска. Важной методической особенностью является интеграция информационных и педагогических технологий, позволяющая создать и реализовать в условиях педагогической практики дистанционного образования технологического целеполагания в системе математической подготовки бакалавра [5], ориентированного на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности выпускника факультета дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова.

Отметим, что особое место в содержании прикладной математической подготовки будущего специалиста [3] занимает учебная тема «Игры с природой» [11], включающие различные критерии принятия решений, связанные с отношением лица принимающего решение к риску (например, критерий крайнего оптимизма и критерий крайнего пессимизма). Её содержание позволяет анализировать социально-экономические ситуации и проблемы, не предполагающие детерминированной трактовки, что свободно существенно повысить уровень прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента.

В качестве одной из целей прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента выступает знакомство студентов с современной классификацией математических моделей [12], включающей теоретико-игровые модели (модели теории игр).

С точки зрения усиления прикладной направленности подготовки бакалавра экономики и менеджмента особый интерес представляет интеграция экономико-математических моделей различных классов. Например, экономических моделей [4] и теоретико-игровых моделей [7].

Рассматривая методическое обеспечение образовательной области «Теория игр», следует рекомендовать классические монографии [6, 15], раскрывающие потенциал специальных разделов исследования операций в экономических исследованиях и вопросы, связанные с теорией выбора равновесия в теоретико-игровых моделях. К основных понятиям теории игр следует относить:

  • Игра»;
  • Игрок»;
  • Игровое взаимодействие»;
  • Антагонизм»;
  • Коалиция»;
  • Модель»;
  • Критерий»;
  • Теоретико-игровая модель»;
  • Стратегия»;
  • Оптимальная стратегия»;
  • Альтернатива»;
  • Множество стратегий игрока»;
  • Природа»;
  • Множество стратегий природы»;
  • Выигрыш»;
  • Равновесие»;
  • Чистая стратегия»;
  • Смешанная стратегия»;
  • Доминирование»;
  • Мажорирование»;
  • Цена игры» и др.

В последние годы наблюдается тенденция смещения интереса к методам вычислительной математики [8], позволяющим определять оптимальное решение в сложных и неоднозначных условиях, характерных для современной социально-экономической ситуации.

В качестве актуальных методических проблем, связанных с развитием образовательной области «Теория игр» для системы дистанционного образования отметим:

  • во-первых, анализ перспективных направлений модернизации математической подготовки бакалавра [9] с целью обеспечения качества прикладной математической подготовки;
  • во-вторых, проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий [10], в частности новой базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha;
  • в-третьих, технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента [13], позволяющее акцентировать внимание в учебном процессе на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности выпускника.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Визуализация равновесия Нэша в биматричных играх средствами Wolfram // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1. – № 10. – С. 156-158.
  2. Власов Д. А. Методические особенности преподавания учебной дисциплины «Теория игр» // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3. – № 10. – С. 95-97.
  3. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 8. – С. 33-42.
  4. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии WolframAlpha в преподавании учебной дисциплины «Эконометрика: базовый уровень» для студентов экономического бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2016. – № 4. – С. 37-47.
  5. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 165-169.
  6. Зельтен Рейнхард, Харшаньи Джон Общая теория выбора равновесия в играх. – М.: Экономическая школа, 2001. – 424 с.
  7. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. – М.: Наука, 1970. – 708 с.
  8. Пантина И. В., Синчуков А. В. Вычислительная математика. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – 2012. – 176 с.
  9. Синчуков А. В. Анализ перспективных направлений модернизации математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 118-119.
  10. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 116-118.
  11. Синчуков А. В. Роль учебной темы «Игры с природой» в прикладной математической подготовке бакалавра экономики / В сборнике: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей IV Международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». – 2016. – С. 194-196.
  12. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. – 2016. – № 3-1. – С. 214-215.
  13. Синчуков А. В. Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента // Молодой ученый. – 2016. – № 20 (124). – С. 730-732.
  14. Строева Е. В. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с.
  15. Таха, Хемди А. Исследование операций. – М.: Вильямс, 2016. – 912 с.