Информационные технологии как основа подготовки учителей по физической культуре в условиях современной информатизации общества

№90-1,

педагогические науки

Рассматривается необходимость внедрения новейших образовательных технологий в условиях развития информационной цивилизации. Основой этого должны быть обновление содержания, форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с мировыми стандартами.

Похожие материалы

Начало третьего тысячелетия — это новый этап развития человеческой цивилизации, создание глобального информационного общества, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информационная среда вместе с социальной становятся новой средой обитания человека.

Перестройка содержания образования различных отраслей является насущной проблемой современности и необходимым требованием современного общества. Существующая система подготовки специалистов в высших учебных заведениях характеризуется интенсификацией процесса обучения, увеличением объемов получаемой информации, насыщенностью учебных занятий, высокими требованиями к качеству знаний. Особого внимания приобрела проблема существенных изменений в системе физического воспитания, в частности повышения качества подготовки будущих специалистов по физической культуре.

Профессиональная деятельность в области физической культуры предъявляет высокие требования к специалистам, их личности и профессионально-спортивного мастерства. Именно практическая готовность к осуществлению выпускником высшего учебного заведения своего профессионального назначения является интегрирующим показателем качественной системы подготовки специалистов в высшей школе.

В последние годы в педагогической практике четко прослеживается направление разработки и апробации методов и средств, основой которых являются современные инновационные технологии — внедрение нового в педагогический процесс.

Инновационная деятельность — основа совершенствования учебного процесса, суть которой заключается в внедрении современных средств и методов в традиционную систему образования. В условиях перехода от постиндустриального к информационного общества процессы информатизации

не могут не касаться образования, меняется и процессуальная составляющая высшего образования: виды деятельности, специфика обучения, позиция преподавателя в учебном процессе, его роль и функции. Особенности преподавательской деятельности в условиях информатизации образования требуют качественно новой модели подготовки педагога.

Проблема заключается в том, что:

  • современное применение информационных технологий в педагогическом вузе в процессе подготовки будущих учителей физической культуры фрагментарное и не позволяет будущим специалистам создать собственной целостной информационной педагогической технологии;
  • в настоящее время не систематизирована современная образовательная практика на основе новейших информационных технологий в образовании, не разработаны учебно-методические пособия, которые воспроизводили бы эту практику.

Несмотря на то, что вопрос подготовки будущих специалистов физической культуры как предмет исследования рассматривались во многих научных трудах, преимущественно внимание уделялось отдельным составляющим учебного или тренировочного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривается данная проблема. указывает, что в поле зрения исследователей находятся:

  • психологические основы педагогического мастерства учителя;
  • медико-биологическая, валеологическая и экологическая подготовка;
  • ступенчатая система подготовки;
  • спортивная и профессионально-педагогическая подготовка;
  • преподавания отдельных спортивно-педагогических дисциплин в структуре подготовки учителя;
  • подготовка к поисковой работы;
  • использование инновационных технологий в процессе формирования профессионального мастерства специалистов физической культуры.

Существующие исследования недостаточно освещают особенностей подготовки будущих специалистов в современных условиях, в основе которых — как положительные стороны, так и отрицательные, требующих детального изучения с целью дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса студентов.

Кроме того, четко не определено единых взглядов по повышению эффективности подготовки будущих специалистов физической культуры.

Цель данной статьи (постановка задачи) — рассмотреть информационное общество и его роль в профессиональной подготовке будущего специалиста по физической культуре.

Изложение основного материала исследования

Следует отметить, что информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства является информация и знания. Уровень развития современной цивилизации характеризуется усилением роли информации и знаний в жизни современных людей.

Повышение требований к профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры имеет цель, прежде всего, модернизацию учебно-педагогического процесса, использование инновационных технологий для активизации, изменения структуры организации. Важным направлением современного учебно-педагогического процесса является теоретико-методическое обоснование инновационных образовательных технологий в практике подготовки будущих специалистов.

Слово «инновация» происходит от латинского «восстановление», «обновление», «изменение» и означает создание новых подходов и технологий на основе передового опыта и внедрения новейших достижений, их комплексное внедрение.

Профессиональная деятельность зависит от уровня профессиональной развития с учетом влияния информационного общества на личность студентов. Профессиональное развитие предусматривает: необходимость развития основных профессиональных качеств; повышение уровня информационной компетентности, информационной культуры, профессиональной мотивации.

Подготовка специалистов по физической культуре имеет большой объем теоретического материала, на который выделяется недостаточное количество часов, поэтому применение современных информационных технологий способствует эффективному решению этой проблемы, делает учебный процесс более насыщенным, наглядным и динамичным, поскольку решение теоретических вопросов разной направленности может быть продемонстрировано непосредственно визуально.

Информационные технологии в образовательном процессе дают возможность эффективнее осуществлять подготовку будущих учителей по физической культуре. Выполнение тестовых компьютерных программ позволяют объективно оценить теоретические знания студентов, способствуют эффективной организации учебной деятельности, поддерживают разные формы обучения — аудиторные, внеаудиторные, проектную деятельность; повышают уровень информационной культуры преподавателей и студентов, формируют коммуникативную, социально-информационные компетенции, которые соответствуют современному уровню развития информационных технологий.

Выводы

Роль информационного общества в профессиональной подготовке будущего учителя по физической культуре состоит в масштабных изменениях организации будущей профессиональной деятельности, в которой должны широко применяться информационные технологии. Подготовка высоко квалифицированных специалистов по физической культуре должно осуществляться с учетом отечественного и зарубежного опыта, использования информационных технологий в образовательном процессе. Основой этого должны быть обновление содержания, форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с мировыми стандартами.

Список литературы

  1. Абдеев Г.Ф. Философия информационной цивилизации / Г.Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
  2. Богданов В. М. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловьев. - М.: Наука, 2001. - 245 с.
  3. Букович В.В. Управление знаниями: руководство к действию / В.В. Букович, Р. Уильямс. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 504 стр.
  4. Сергиенко Л.П. Инновационное содержание системы подготовки специалистов физического воспитания и спорта / Л.П. Сергиенко // Спортивный вестник Приднепровья. - 2003. - № 3-4. - С. 22-23.