Исследование уровня эмоциональной напряжённости учителя начальных классов

NovaInfo 60, с.498-502, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье, представлены результаты эмпирического исследования посвященного изучению уровня психологического стресса у учителей начальных классов. Установлено, что у учителей начальных классов умеренно выражены признаки эмоциональной напряженности. Высокий уровень психологического стресса выявлен у 1/3 учителей В заключение статьи намечены перспективы предупреждения и коррекции психологического стресса и контроля над развитием профессиональной деформацией личности учителя начальных классов.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ, СТРЕСС, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Текст научной работы

Отличительной особенностью профессиональной деятельности педагога является эмоциональная напряженность его труда [2: 3; 4; 5; 7; 8; 10].

В последнее время под влиянием неблагоприятных профессиональных факторов: низкий социальный статус и материальное положение большинства педагогов, профессиональная перегруженность, снижение показателей физического и психического здоровья, дефицит времени и отсутствие полноценного отдыха, напряженность взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей, переизбыток профессионального общения и других эмоциональная напряженность перерастает в полноценный психологический стресс [8].

Психологический стресс представляет собой особое состояние психики человека и организма в целом, которое определяется широкой мобилизацией функциональных ресурсов для преодоления какого-либо стрессогенного воздействия психогенной природы [7].

В условиях введения нового профессионального стандарта, постоянно возрастают требования к профессиональным умениям педагога, увеличивается количество профессиональных задач, что способствует повышению эмоциональной напряженности учителя [6; 9].

На наш взгляд, именно постоянное состояние эмоциональной напряженности деформируют структуру личности педагога, и, в конечном счете, приводят к профессионально-личностной стагнации. По мнению одного из ведущих специалистов в этой области Э.Ф. Зеера профессиональные деформации проявляются в изменении уровня выраженности профессионально-важных качеств. Также возможно изменение или разрушение структуры личности специалиста под влиянием индивидуально-психологических особенностей и специфики самой деятельности; воздействие неблагоприятных профессиональных факторов годами воздействующих на личность педагога [4].

Профессиональные деформации оказывают влияние не только на личностное развитие педагога, но и отрицательно сказываются на качестве выполняемой профессионально-педагогической деятельности. Как правило, профессиональные деформации формируются в ходе эксплуатации одних и тех же профессиональных качеств личности и складываются чаще всего на более поздних этапах профессионализации.

С целью выявления уровня эмоциональной напряжённости у учителей начальных классов нами было проведено констатирующее исследование, в ноябре 2016 года на базе Омского государственного педагогического университета. В качестве субъектов исследования выступили 63 педагога начальных классов, проходивших профессиональную подготовку по профилю «Психология и педагогика начального образования», и на момент исследования работающие учителями начальных классов в школах г. Омска и Омской области. Средний возраст испытуемых 36,5 лет. Среднее значение педагогического стажа по выборке 12,4 лет.

Концептуальную основу исследования составили научные идеи Г. Селье, Р. Лацаруса, А. Эллиса, С.П. Безносова, Э.Ф. Зеера, Г.С. Никифорова, Л.Г. Татарниковой и других авторов.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методы и методики:

  1. методика «Шкала психологического стресса PSM-25»;
  2. метод беседы.

Для обработки результатов применялись методы количественного и качественного анализа.

Кратко остановимся на результатах исследования. У испытуемых педагогов преобладает низкий (46,0%, n=29) и средний (25,4, n=16) уровень психологического стресса. Это указывает, что испытуемые умеют находить выход из стрессовых ситуаций, устойчивы ко многим стрессогенным факторам и обладают хорошо развитыми адаптивными способностями.

С помощью беседы установлено, что испытуемые используют эффективные копинг-стратегии: планирование решение проблемы, принятие ответственности, переоценка проблемной ситуации (когнитивная реструктуризация), поиск социальной поддержки [8].

Испытуемые педагоги подчеркивали, что в основном источник психологической напряженности находится вне профессиональной деятельности, и они оценивают свои жизненные проблемы, вызывающие стресс, как контролируемые, управляемые и быстро проходящие. Вместе с тем, у 28,6 % (n=18) учителей начальных классов установлен высокий уровень переживания психологического стресса, который проявляется в повышенной тревожности, напряженности, тотальной погруженности в работу, повышенной утомляемости и усталости, эмоциональной нестабильности, нарушение сна, физическом недомогании (нарушение ритма дыхания, кишечные расстройства, головные боли и в виде других психосоматических нарушений). Эти педагоги, в первую очередь нуждаются в психологической помощи.

Таким образом, у 2/3 учителей начальных классов мы можем отметить относительное эмоциональное благополучие и достаточный уровень стрессоустойчивости. Признаки психологического стресса установлены у 1/З педагогов.

Мы можем объяснить доминирование низкого и среднего уровня психологического стресса в экспериментальной выборке психологическими особенностями субъектов исследования. Испытуемые педагоги являются студентами заочного отделения. Они получают второе образование, стремятся развивать свои профессионально-педагогические умения, эффективно преодолевают жизненные трудности, полны сил, оптимизма, строят профессиональные планы. Однако все педагоги, принявшие участие в нашем исследовании нуждаются в психологической помощи. На наш взгляд, своевременные профилактические и коррекционные мероприятия могут предупредить развитие психологического стресса, снизить его уровень и минимизировать его последствия.

Таким образом, несмотря на преобладание низких и средних значений эмоциональной напряженности в обследуемой выборке, стресс является детерминирующим фактором развития профессиональной деформации личности, снижение профессиональной эффективности и возникновения психосоматических расстройств. Своевременное проведение мероприятий по психологической профилактике эмоциональной напряженности у педагогов необходимо проводить, до возникновения вышеперечисленных проблем профессионально-личностного развития. Немаловажное значение оказывает учет организационно-управленческих факторов. Главным образом система управление педагогическим коллективом, которая должна быть гибкий, адаптивной и здоровьесберегающей. Это задача руководителя образовательного учреждения [10].

В заключение, важно подчеркнуть, что для сохранения профессионального здоровья педагога, важными условиями являются – повышение уровня стрессоустойчивости личности, и контроль над формированием профессиональной деформации личности [3]. Если профилактика и коррекция психологического стресса, на сегодняшний день – это перспективное направление психологической помощи педагогам, то к сожалению, полностью предупредить развитие профессиональной деформации невозможно, поэтому реализация практических мероприятий в этом направлении не настолько успешны, однако можно скорректировать некоторые ее проявления [9].

Психокоррекционная работа с педагогами, находящимися в стрессовой ситуации должна строиться на разъяснении того, что важна не реакция человека на абсолютную величину стресса, а то, как он оценивает происходящее. Значимая роль принадлежит формированию толерантности к психотравмирующим факторам и степень стрессоустойчивости. С этой целью могут быть полезны занятия в психотерапевтических группах, группах саморазвития и индивидуальная психотерапия [10].

Для того, чтобы помочь человеку, находящемуся в стрессовом состоянии, возможно применение рациональной психотерапии, эриксонианские и НЛП-техники, некоторые приёмы гештальт-терапии. Целью работы является преодоление психологических защит, стигматизации, страха изменений. Хорошо зарекомендовали себя и методы когнитивной терапии для разъяснения человеку причин, механизмов пострессовых расстройств как нормальную реакцию на психическую травму.

Таким образом, оказание помощи педагогам, испытывающим состояние повышенной эмоциональной напряжённости, требует комплексного интегративного подхода.

Читайте также

Список литературы

  1. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов; М-во внутрен. дел. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  3. Горина А.В. Участие в социальной проектной деятельности как средство профилактики профессиональной деформации личности будущего специалиста / А.В. Горина, П.И. Фролова // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, изд-во Краснодарского университета МВД России, 2016. – С. 39-42.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический проект; Екатегинбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.
  5. Ожогова Е.Г. Исследование особенностей психического и физического здоровья педагогов /Е.Г. Ожогова // Человек и образование. – 2006, №8-9. С. 106-108.
  6. Мурзина Н.П., Чердынцева Е.В. Методология и технология профессионализации будущих педагогов в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 96 – 101.
  7. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 260 с. – Библиогр.: с. 255-257.
  8. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
  9. Фролова П.И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов /П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. – 2016. – № 59.– С. 165-168.
  10. Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов /О.В. Якубенко // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.

Цитировать

Ожогова, Е.Г. Исследование уровня эмоциональной напряжённости учителя начальных классов / Е.Г. Ожогова, О.В. Якубенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 498-502. — URL: https://novainfo.ru/article/11481 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться