Мы ранее уже рассматривали проблемы становления сыскологии как новой науки. Однако злободневность темы вновь нас заставляет не только к ней обратиться, но и провести системный обзор научных источников о ней.
Всего около 10 лет тому назад, в 2007 г., в журнале «Оперативник (сыщик)» профессор А.Ю. Шумилов впервые опубликовал статью о возникновении новой юридической науки — сыскологии [1]. Под этой новой наукой он предложил понимать совокупность научных исследований в области оперативно-разыскной, контрразведывательной, разведывательной, частной сыскной деятельности, а также иных видов, по выражению А.Ю. Шумилова, профессиональной сыскной деятельности [2, 3]. Приводим его формулировку дословно: «Новая наука о профессиональной сыскной деятельности (сыскная наука, наука о профессиональном сыске или сыскология) является частью отечественной науки (преимущественно юридической) и представляет собой межотраслевую систему научных взглядов, идей и представлений (совокупность знаний и концепций) о российской профессиональной сыскной деятельности, ее принципах и практике применения, ее возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом. Сыскология — это система частных наук о профессиональном сыске» [4].
В том же году уже на монографическом уровне А.Ю. Шумилов еще раз делает заявку на новую юридическую науку. В книге «Феномен научных школ профессионального сыска» он повторяет ранее сделанное им определение сыскологии и подчеркивает, что «Основной целью проведенного исследования послужило формирование с позиций теории права ряда базовых понятий зарождающейся науки о профессиональном сыске (оперативно-разыскной, контрразведывательной, разведывательной, частной детективной деятельности и т.д.), таких как… «профессиональная сыскная деятельность», «сыскология» [5].
Прошедшие годы показали, что идея «плотного», системного и, главное, с единых научных позиций, исследования различных проявлений профессионального сыска нашла своих сторонников и последователей. В течение 2007—2015 гг. на страницах ряда периодических изданий, а также в соответствующих научных работах появились десятки откликов, в подавляющем большинстве которых специалисты поддержали, так или иначе, высказанную А.Ю. Шумиловым гипотезу о зарождении новой науки — сыскологии.
Между тем автор идеи о сыскологии год от года продолжал развивать ее, обосновывать эту идею с различных сторон с помощью методов ряда наук.
Он первым среди ученых заявил о возникновении философии науки о сыске и попытался ее определить: «…методологию науки профессионального сыска можно представить как единство теории разработки аналитико-синтетических концепций (это философия науки профессиональной сыскной деятельности — логически значимый анализ и синтез учений, концепций, выступающих исходными предпосылками данной науки в целом)» [5].
В 2008 г. А.Ю. Шумилов издает препринт монографии, в котором излагает основы теории профессионального сыска и ее методологии [6]. В том же году первый сысколог России попытался обратиться к возможностям наукометрии для измерения научных параметров формируемой новой науки (в дальнейшем автор впервые в России издаст монографию о новом научном направлении отечественной юриспруденции — юридической наукометрии предложит новый индекс для оценки труда ученых) [7, 8].
В 2010 г. он публикует две научные статьи, важные для понимания авторского замысла о новой науке — сыскологии, ее соотношении с криминосыскологией и методах их познания [9, 10]. В первой из них была убедительно показана необходимость объединения усилий различных ученых и научных школ в познании современной оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД), в выработке единой парадигмы того, что автор назвал сыскологией.
В 2011 г. А.Ю. Шумилов вместе с коллегой — ученым из Азербайджана Б.М. Аскеровым, пишут научную статью о зарождении сыскологии и публикуют в ведущем научном журнале Азербайджанской Республики [11]. Параллельно основоположник сыскологии публикует очередную научную работу в отечественном периодическом издании. В ней с позиций сыскологии автор рассуждает о том, как лучше теоретически изучать современную российскую полицию и ее ОРД [12].
В 2013 г. А.Ю. Шумилов публикует серию содержательных статей, в которых раскрывает различные стороны научного познания ОРД, выделяет периоды развития оперативно-разыскной науки, а также вносит предложения об уточнении паспорта научной специальности 12.00.12 с учетом новых знаний о сыскологии [13, 14, 15].
Особого внимания в постижении сыскологии заслуживают монографии А.Ю. Шумилова, изданные им в последние четыре года. В них он доказательно изложил (уже на фундаментальном уровне, а не в отдельных научных статьях) взгляды о сыскологии и ее постижении с позиций как отдельных юридических наук, так и с позиций философии и науковедения.
Так, в 2012 г. вышла в свет его монография «Введение в юридическую наукометрию». В ней впервые не только было предложено применить наукометрические методы для измерения потоков научной информации в области сыскологии, но и сделано это в присущей автору манере — глубоко и основательно.
А.Ю. Шумилов в этой книге ведет речь о сыскной (оперативно-разыскной) наукометрии. По его определению она есть «часть (раздел) юридической наукометрии и, одновременно, компонент формируемой профессионально-сыскной наукометрии. Предметом ее изучения выступают закономерности наукометрического отражения возникновения, функционирования и «отмирания» потоков и массивов научной информации об ОРД и в целом объекте оперативно-разыскного познания» [7].
В 2013 г. А.Ю. Шумиловым издан первый том заявленного им фундаментального трехтомника об оперативно-разыскной науке [16]. В этой книге глубоко рассмотрены проблемы принципиально-сущностного в оперативно-разыскной деятельности (гл. 1), содержания и формы ОРД (гл. 2), начала и пределов осуществления ОРД, правового и неправого в этой деятельности (гл. 3). Автором дана периодизация научного познания отечественного сыска и определена теоретико-эмпирическая база формирования оперативно-разыскной науки (гл. 4), а также рассмотрены предыстория и рождение отечественной оперативно-разыскной науки (гл. 5).
В 2014 г. им опубликован второй том трилогии, который посвящен философии оперативно-разыскной науки (сыскологии в узком смысле слова) [17]. Впервые в отечественных юридической науке и философии он формулирует определение философии оперативно-разыскной науки, раскрывает ее объект и предмет (гл. 1).
Автор положил начала системных философских измерений отечественной оперативно-разыскной науки. Он поставил проблему о понимании сыскологии в узком и широком смыслах слова. В первом значении (узком понимании сыскологии) автору видится вся современная оперативно-разыскная наука. В широком смысле слова ее он видит, как и ранее — как формируемую науку обо всех родах и видах профессиональной сыскной деятельности (гл. 2).
Ценно для зарождающейся сыскологии видение автора о развитии оперативно-разыскной науки. А.Ю. Шумилов рассмотрел проблемы закономерностей функционирования и развития оперативно-разыскной науки, впервые среди отечественных ученых заговорил о кумулятивизме и антикумулятивизме, экстернализме и интернализме в этой молодой науке, а также выразил отношение к проблеме формирования парадигматического статуса оперативно-разыскной науки (гл. 5).
В 2015 г. А.Ю. Шумилов опубликовал первую книгу третьего тома трилогии, в которой рассмотрел объект, предмет и систему оперативно-разыскной науки (сыскологии в узком смысле слова) [18].
Особо ценно то, что профессор А.Ю. Шумилов оказался не одинок в своем начинании. В анализируемый период (2008—2015 гг.) в Российской Федерации, а также в отдельных государствах, возникших на постсоветском пространстве (Азербайджане, Беларуси, Украине), в ряде научных изданий специалисты выразили отношение (как правило, положительное) к новой науке — сыскологии.
Так, украинский ученый В.П. Крошко одним из первых поддержал новое научное начинание и стал развивать идеи сыскологии [19]. Профессор А.Е. Шарихин (Российская Федерация) также одним из первых ученых (уже российских) задумался о выборе пути в дальнейшем постижении оперативно-разыскной деятельности [20].
Важную роль в постижении сыскологии и ее признании сыграла международная интернет-конференция, которую в 2012 г. провела редакция журнала «Оперативник (сыщик)». С научным докладом на ней выступил инициатор сыскологических исследований — профессор А.Ю. Шумилов [21].
В частности, он отметил: «Анализ материалов конференции свидетельствует, что ее участниками накоплен, хотя и первичный, но уже достаточно солидный научный багаж как по общим проблемам сыскологии, так и по отдельным ее направлениям, прежде всего оперативно-разыскной науки.
Особо отметим, что участники конференции высказались за продолжение научных исследований интеграционных начал различных видов профессионального сыска (оперативно-разыскной, контрразведывательной, частной сыскной деятельности и др.)».
Б.М. Аскеров рассмотрел некоторые аспекты зарождения новой науки о профессиональном сыске в Азербайджане [22].
Украинские ученые В.П. Крошко и В.Н. Чисников привели интересные данные о генезисе этики, морали и нравственности сыска, а также о становлении сыскологии в Украине [23].
В.К. Зникин (Российская Федерация) особо отметил возможности сыскологии в научном обеспечении законотворчества в области профессионального сыска [24]. Интересные и содержательные сообщения сделали и другие участники конференции: А.В. Агарков, И.И. Басецкий и В.Ч. Родевич (Республика Беларусь), А.С. Васнецова, Б.Б. Глазунов, А.Ю. Козловский, К.М. Лобзов, Н.С. Железняк, Р.Х. Рахимов (Таджикистан), Е.В. Липин и др.
В последующие годы также вышел ряд работ по сыскологии. Особо выделим две работы.
Первая из них — это книга украинского исследователя В.П. Крошко [25]. В частности, в этом издании автор не только описал многие идеи А.Ю. Шумилова о сыскологии, но и развил ряд положений данной новой науки.
Второй труд издан в 2015 г. в Республике Беларусь (на русском языке). И.И. Басецкий и В.Ч. Родевич в научном докладе «О формировании системы сыска в Республике Беларусь» пишут: «Для развития системы сыска… необходимо совместными усилиями добиться принятия концепции или рекомендательного нормативного правового акта для стран СНГ — положения об основах сыска, сыскного права и сыскологии; рассмотреть на заседании совета глав СНГ или глав правительств вопрос о сотрудничестве в сфере сыска и сыскной деятельности, а также о признании новой юридической науки — сыскологии» [26].
Кроме того, отметим большую организаторскую роль журнала «Оперативник (сыщик)», из года в год уделяющего особое внимание проблематике формирования сыскологии не только в Российской Федерации, но и на научном постсоветском пространстве.
В частности, несомненный интерес представляет развернувшаяся на страницах этого журнала дискуссия о сыскологии. Например, ученый из г. Одессы (Украина) Н.Б. Саакян выразил сомнение о целесообразности формирования данной науки. Более того, он не согласился с применением в ее названии якобы устаревшего термина «сыск» [27]. А.Ю. Шумилов в «ответной» статье привел убедительные доводы о необходимости формирования новой науки, а также изложил аргументы относительно якобы ее несовременного названия [28].
В числе последних публикаций на тему о сыскологии нами отмечены как статьи основоположника сыскологии — А.Ю. Шумилова, так и его последователей.
Так, А.Ю. Шумилов пишет о том, что необходимо активнее развивать оперативно-разыскную науку (сыскологию) в Российской Федерации, при этом он дает оценку состоянию научных изысканий в области оперативно-разыскной деятельности [29]. Постоянную заботу А.Ю. Шумилов проявляет к развитию научных представлений о сущности и содержании оперативно-разыскной науки (сыскологии), а также ее категориально-понятийного аппарата. Этим проблемам посвящены, в частности, одни из последних его научных статей [30, 31].
Крайне важны для изучения уже самой сыскологии (оперативно-разыскной науки) работы А.Ю. Шумилова о формировании в Российской Федерации так называемого оперативно-разыскного науковедения, а также труды о философии оперативно-разыскной науки. В них обоснованно ставится ряд новых проблем философско-научного постижения того, что автор называет оперативно-разыскной реальностью (это не только ОРД, но и все то, что с ней связано кровными узами) [32, 33].
Кандидат юридических наук А.В. Гордин в 2015 г. в журнале «Оперативник (сыщик)» пишет: «Вместе с тем в подтверждение того, что, действительно, сыскология имеет право на жизнь как отраслевая юридическая наука, следует отметить тот факт, что существующая до этого и всеми признанная «Теория оперативно-розыскной деятельности» в общем-то нуждается в фундаментальном переосмыслении, хотя бы потому, что устоявшиеся и присущие ей положения все же выходят за рамки самой ОРД. В частности, принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов, которые по утверждению отдельных авторов присущи только ОРД, находят свое место и в других видах профессиональной (специальной) деятельности...
По этому поводу полагаем, что сыскология как перспективная юридическая наука, в основу которой по замыслу ее основоположников входит система межотраслевых научных взглядов, идей и представлений о российской профессиональной сыскной деятельности, может объединить в себе существующие и присущие этой деятельности формы, к которым относятся разведывательная, контрразведывательная, государственная охрана и др.» [34].
Итак, научная мысль сыскологов (так уже стали называть ученых, изучающих сыскологию) крепнет и развивается, количество публикаций о сыскологии неуклонно растет, а содержащиеся в них идеи начинают овладевать умами все большего числа специалистов, делая их сторонниками единого научного познания ОРД и других видов профессиональной сыскной деятельности.
В заключение заметим, что формирование сыскологии — настоятельное требование объединения дальнейшего развития научных взглядов отечественных ученых-юристов на единую, по сути, область научных знаний о различных проявлениях профессионального сыска, ныне исследуемую разрозненно.