Защищённость экономических отношений от кибератак и иных противоправных действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в первую очередь сети «Интернет», беспокоит всё мировое сообщество [3; 4]. На Тринадцатом конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшемуся в 2015 г., преимущественно посвящённом противодействию транснациональному криминалитету, в частности была подчёркнута необходимость обеспечения использования экономических, социальных и технологических благ в качестве положительной силы, укрепляющей усилия сотрудничающих стран, направленные на предупреждение новых и возникающих форм преступности и борьбу с ними. Для этого предлагается разрабатывать и осуществлять всеобъемлющие меры реагирования в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, в том числе принимать необходимые законодательные и административные меры для эффективного предупреждения новых, появляющихся и видоизменяющихся форм преступности и борьбы с ними на национальном, региональном и международном уровнях.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к числу главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики, в частности, отнесены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов, уязвимость ее информационной инфраструктуры, сохранение значительной доли теневой экономики и условий для криминализации хозяйственно-финансовых отношений. При этом отмечается появление новых форм противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.
В Доктрине информационной безопасности указано, что информационные технологии с течением времени приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Поэтому их эффективное применение следует рассматривать как фактор ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества. Вместе с тем, как подчёркивается в данном документе, наблюдается рост компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, причём способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощрённее.
Анализ норм раздела VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) «Преступления в сфере экономики» и практики их применения показал существенное расхождение между юридически закреплёнными и фактическими видами преступлений в сфере экономики, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет».
Так, в указанном разделе Особенной части УК РФ содержится только две статьи, в которых упоминаются информационно-телекоммуникационные сети: 1) ст. 1596 «Мошенничество в сфере компьютерной информации» и 2) ст. 1712 «Незаконные организация и проведение азартных игр». Первая уголовно-правовая норма была введена Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ, а вторая — Федеральным законом от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ.
Приведём статистические данные о количестве осуждённых за данные преступления, предоставленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Статья УК РФ |
Количество осуждённых |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (6мес.) |
|
1596 |
57 |
92 |
110 |
212 |
1712 |
57 |
113 |
496 |
31 |
Полагаем, что эти статистические данные следует оценивать критически, учитывая высокую латентность таких преступлений, обусловленную рядом факторов, в том числе практическими трудностями в их выявлении и доказывании. Именно на такие проблемы указали 119 (94,4%) из 126 опрошенных сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, опрос данных респондентов, а также 78 судей и 95 научно-педагогических работников показал, что к числу преступлений в сфере экономики, для которых использование информационно-телекоммуникационных сетей является типичным способом их совершения, можно отнести: 1) причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) — 70,6% опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 61,5% судей, 88,4% научно-педагогических работников; 2) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), — 54% сотрудников правоохранительных органов, 52,6% судей, 75,8% научно-педагогических работников; 3) неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 1856 УК РФ), — 44,4%, 39,7% и 66,3%, соответственно.
Информационно-телекоммуникационные сети могут использоваться и для совершения экономических преступлений, связанных с приобретением и сбытом определённых предметов, в том числе поддельных денег, ценных бумаг, банковских карт, а также данных действующих банковских карт [5]. Однако в данном случае использование сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетей является одним из возможных способов совершения соответствующих преступлений и, как правило, не придаёт им какую-либо специфику, то есть выступает в качестве их факультативного признака. Например, данные действующих банковских карт позволяют совершать покупки в Интернет-магазинах без использования специального ПИН-кода. В Интернете к продаже активно предлагаются двухсторонние изображения банковских карт, а также их ПИН-коды, при наличии которых можно изготовить поддельный аналог таких карт и использовать его для оплаты товаров в обычных магазинах [7]. Также через ресурсы сети «Интернет» продаются и покупаются скиммеры (приборы, устанавливаемые на банкоматах, позволяющие считать данные используемой банковской карты [3]. Вне связи с конкретным преступлением многие из таких действий (например, предоставление данных действующей банковской карты или продажа скиммера) не являются уголовно наказуемыми, что является пробелом в праве.
Опрос и изучение уголовных дел показали, что информационно-телекоммуникационные сети, хотя и не используются при выполнении объективной стороны других преступлений в сфере экономики, однако задействуются в процессе приготовления к ним, в том числе для поиска необходимой информации, обмена сведениями, приобретения необходимых орудий и средств, подыскания соучастников преступления и сговор с ними на совместное совершение последнего. То есть использование информационно-телекоммуникационных сетей в настоящее время является одним из обязательных либо факультативных объективных признаков ряда составов преступлений в сфере экономики, кроме того, такие сети фактически выступают средством, которое может использоваться в ходе приготовления к любым уголовно наказуемым деяниям экономической направленности.
В результате изучения материалов 120 уголовных дел (44 дел о мошенничестве в сфере компьютерной информации, 31 дела об организации азартных игр, 15 дел о причинении имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, 11 дел о незаконных получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и 19 дел об иных преступлениях в сфере экономики) и опроса указанных выше респондентов мы пришли к выводу, что использование информационно-телекоммуникационных сетей для приготовления и (или) последующего совершения таких преступлений, как правило, придаёт соответствующей криминальной деятельности усложнённый, профессиональный характер, предполагающий использование виновными знаний, умений и навыков в области информационных технологий, превышающих уровень обычных компьютерных пользователей; планирование своего преступного поведения и дальнейшего сокрытия его следов, а также направлений использования и легализации преступно полученного имущества; использование возможностей и преимуществ удалённого совершения преступления; увеличение размера и расширение спектра причиняемых общественно опасных последствий. Помимо этого, 23% опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что в ходе оперативно-розыскного сопровождения уголовных дел о таких преступлениях ими были выявлены сведения об организованном и транснациональном характере данной преступной деятельности. Эти обстоятельства также отмечаются в теоретических исследованиях [3].
Выделенные особенности таких преступлений осложняют деятельность по их предупреждению, и вызывают необходимость выработки комплекса научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности соответствующей превентивной деятельности, в том числе на придание ей системного характера [6]. Предупреждение таких преступлений должно строится с учётом общих принципов и устоявшегося содержания такой деятельности и одновременно учитывать особенности рассматриваемых уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершающих, современное состояние законодательства и правоохранительной деятельности в данной области [1, 2].
В заключение отметим, что предупреждение рассматриваемых уголовно наказуемых деяний должно быть встроено в общую систему предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Элементы современной преступности тесно переплетены и взаимосвязаны, поэтому превентивные меры также должны иметь согласованный, дополняющий друг друга характер и, в своей совокупности, представлять единую систему противодействия преступности, ориентированную на эффективную защиту личности, общества и государства от общественно опасных посягательств.