О критериях оценки деятельности оперативных подразделений ФСИН России

№37-1,

юридические науки

В статье рассмотрены критерии оценки деятельности оперативных подразделений ФСИН России.

Похожие материалы

Оперативные подразделения ФСИН России, будучи частью правоохранительной системы России, сталкиваются с различными проявлениями преступности, которая приобретает все новые формы. Однако насколько качественно выполняются задачи, возложенные на них обществом и государством, рационально реализовываются возможности и полномочия, предоставленные им законодательством?

Определение качества решения задач, стоящих перед оперативными подразделениями ФСИН России, невозможно без разработки научно-обоснованных критериев оценки эффективности их деятельности. Ныне существующие критерии оценки указанных подразделений надо признать устаревшими и неактуальными.

Систему оценки эффективности оперативно-служебной деятельности по критериям «роста» или «снижения» регистрируемых преступлений, их раскрываемости и недопущения следует признать «порочной». Оценочными категориями издавна были и остаются штампы типа «допущен рост», «достигнуто снижение» и т.п.

Объективная оценка результатов деятельности оперативных подразделений УИС необходима для проведения анализа качества выполнения задач, поставленных перед ними, выявления «узких мест», принятия адекватных управленческих решений, направленных на оптимизацию их организационной и практической деятельности, выявления, обобщения и распространения передового опыта работы оперативных подразделений, добившихся лучших результатов, а также поиска новых, прогрессивных способов борьбы с преступностью.

Основным недостатком существующих критериев оценки деятельности оперативных подразделений УИС является фактическое подчинение практической деятельности этих подразделений статистическим показателям, то есть подразделения в повседневной деятельности направляют свои усилия в основном не на решение задач, вызванных оперативной обстановкой, а на формирование определенного количества показателей, улучшающих результаты статистической отчетности.

В сложившейся ситуации руководитель подразделения при принятии управленческих решений вынужден ориентироваться не на сложившуюся оперативную обстановку, а на отчетные показатели, направляя потенциал подчинённого ему аппарата, в первую очередь, на удовлетворение потребностей так называемой «палочной системы».

Подобная практика привела к тому, что результаты работы одного оперативного сотрудника, например, следственного изолятора, по раскрытию преступлений в несколько раз превосходят аналогичные результаты оперуполномоченного отдела внутренних дел. Подобная ситуация наблюдается и по другим показателям работы оперативных подразделений УИС.

По нашему мнению, единственная функция статистических показателей должна ограничиваться лишь объективным отражением того объема работы, который был проделан тем или иным оперативным подразделением за определенный промежуток времени.

Оценка эффективности деятельности оперативных подразделений по количеству выявленных дисциплинарных проступков также вызывает сомнения, поскольку, по нашему мнению, деятельность этих подразделений должна быть направлена исключительно на противодействие преступности.

Формализация критериев оценки, их перевод в количественную плоскость действительно необходимы для понимания того объема работ, который выполнен конкретным оперативным подразделением. Сложность заключается в том, что подобная система оценок не способна отразить качество их выполнения. В современных условиях, когда вектор управленческой деятельности направлен на повышение количественного результата работы оперативного подразделения, вопросы его качества не являются приоритетными для руководителей этих подразделений.

При этом необходимо учитывать, что задачи на каждом уровне управления разные, а значит и критерии оценки их деятельности также должны быть разными, в зависимости от уровня управления и объекта управления.

Система критериев оценки деятельности оперативных подразделений УИС, по своей сути, является одной из функций управленческой деятельности и должна способствовать повышению эффективности их деятельности и достижению целей, поставленных перед ними. В связи с этим только построенная на научных основах организация деятельности органов и подразделений УИС может создать условия и возможности для их эффективной деятельности и построения объективной системы оценок их результатов.