Домашние экспериментальные работы как средство совершенствования обучения предметам естественно-научного цикла

NovaInfo 62, с.313-317, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данное исследование посвящено использованию домашних экспериментальных работ в курсе обучения учеников предметам естественно-научного цикла. Кроме того, в работе представлена классификация экспериментальных работ по содержанию.

Ключевые слова

ФИЗИКА, ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Текст научной работы

Система школьного эксперимента должна соответствовать определенным критериям отбора: педагогическим целям обучения в школе; учебно-воспитательным задачам; содержанию учебного материала школьного курса дисциплин естественнонаучного цикла; требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям учащихся; времени, отводимому на изучение школьного курса соответствующей дисциплины; учебным возможностям и возрастным особенностям учащихся; научному, методическому уровню и тенденциям развития учебного эксперимента.

Домашние экспериментальные работы по дисциплинам естественно-научного цикла условно можно разделить по содержанию на следующие группы [1, 4]:

  1. наблюдение и изучение явлений, процессов (свойств тел, веществ, полей и т.д.);
  2. измерение величин, характеризующих свойства явлений и процессов;
  3. выяснение закономерностей связей между величинами наблюдаемых явлений;
  4. изучение теорий, законов и следствий из них;
  5. знакомство с устройством, принципом действия различных измерительных приборов (приемами обращения с ними);
  6. сборка и испытание простых моделей и устройств.

Примером первой группы могут служить работы, в которых учащиеся наблюдают такие явления, как диффузия жидкостей («Явление осмоса»); изменение температуры тела («Изменение внутренней энергии тел при совершении работы»); конвекция воздуха («Конвекция») и др.

Ко второй группе можно отнести такие работы, при выполнении которых учащиеся измеряют различные величины: линейные размеры тел («Измерение площадей, объемов тел»); влажность («Влажность воздуха», «Измерение уровня осадков») и др.

К третьей группе можно отнести работы, где выявляются или проверяются зависимости между величинами, например, наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры («Диффузия жидкостей»), зависимость результата действия силы от различных факторов («Зависимость результата действия силы от численного значения, точки приложения и направления силы»), между плотностью вещества и концентрацией растворов («Наблюдение плавания тел») и др.

К четвертой группе относятся работы, в которых изучают законы: сохранения энергии («Переход механической энергии из одного вида в другой»); основные положения и следствия молекулярно-кинетической теории («Молекулы, движение молекул») и др.

Пятую группу можно проиллюстрировать работами, которые знакомят учащихся с устройством и применением различных измерительных приборов: линейки, мензурки, весов, термометра и др. («Измерение размеров тел», «Действие силы на погруженное в жидкость тело») и т.п.

К шестой группе можно отнести работы, в которых учащиеся собирают и испытывают различные модели и устройства: («Центробежная машина», «Применение модели-схемы для решения задач на правила левой и правой руки», «Модель крыла самолета») и др.

Комплекс домашних экспериментальных работ позволяет учителю отобрать оптимальное их количество для реализации поставленных целей и эффективно сочетать изучение материала программы на уроках и в ходе выполнения домашней работы.

Анализ опыта проведения домашних экспериментальных работ позволяет рекомендовать следующий порядок и особенности работы учителя по организации учебной деятельности.

Домашняя экспериментальная работа проводится с целью закрепления и углубления знаний, умений и навыков по данному уроку. Задания по домашней экспериментальной работе целесообразно сообщить в процессе объяснения или закрепления пройденного материала, так как объяснение содержания домашней экспериментальной работы будет формой закрепления, хорошо заменяющим формальные вопросы.

Если домашняя экспериментальная работа предлагается по материалу, объясняемому на данном уроке, то задание непосредственно предлагается во время или сразу же после его объяснения.

Например, излагая закон Бойля — Мариотта, можно предложить проделать дома работу по проверке этого закона с обыкновенной бутылкой, а изучая свойства кислот, можно провести опыт по воздействию столового уксуса на яичную скорлупу или по удалению накипи с посуды.

Если целью домашней экспериментальной работы является объяснение нового материала на следующем уроке, то домашнее задание можно предложить в конце предшествующего урока. Проверка результатов выполнения этой домашней экспериментальной работы будет являться преамбулой к изучению новой темы урока.

Например, на уроке по теме «Силы, действующие на тела, погруженные в жидкость или газ» могут быть экспериментально выяснены причины, от которых зависит выталкивание тела из жидкости (качественно). В заключение можно предложить задание домашней экспериментальной работы «Плавание тел на различных глубинах», выполняя которую учащиеся сами накапливают экспериментальный материал для формулировки соответствующих законов.

Путем постановки вопросов в тексте работы можно добиться того, чтобы учащиеся в ходе выполнения домашней работы сами пришли к формулировке уже известного закона.

Если целью домашней экспериментальной работы является повторение или закрепление материала, изученного на предыдущих уроках и повторяемого в начале данного урока, то задания к такой работе целесообразно привести в процессе самого повторения (перед объяснением нового). В этом случае объяснение содержания работы в форме беседы будет основой для самого повторения и одновременно подходом к объяснению нового материала.

Если целью домашних экспериментальных работ является повторение целой темы или раздела (обобщающее повторение в конце учебного года), то такие работы могут предлагаться вместе с материалом подлежащим повторению. Необходимо отметить, что широкое применение исследовательского метода на уроках связано с определенными трудностями. Для его реализации, как правило, затрачивается достаточно много учебного времени и необходим дифференцированный подход к учащимся. Трудность организации такой работы снижается, если сочетать ее с домашней экспериментальной работой во внеучебное время. Умелая реализация этого подхода позволяет повысить эффективность обучения.

Например, на уроке физики рассмотрено явление диффузии (7 класс). Учитель предлагает семиклассникам дома провести экспериментальное исследование: пронаблюдать протекание явления диффузии при помещении в воду капли чернил, краски или кристалла марганцево-кислого калия. При этом задание содержит усложняющий компонент: предлагается вести наблюдение за протеканием диффузии в двух одинаковых сосудах (причем температура воды в одном из сосудов больше, чем в другом).

Проведение этой работы позволяет реализовать целый ряд методических идей. Прежде всего, учащиеся наблюдают протекание явления диффузии в жидкостях и убеждаются в том, что для наблюдения этого явления требуется определенное время. Кроме того, они самостоятельно «открывают» зависимость быстроты протекания диффузии от температуры. Наконец, обсуждение результатов домашних исследований позволяет в дальнейшем перейти к установлению логической связи скорости молекул с температурой тела, причем установить этот фундаментальный факт путем проведения эвристической беседы. На основе результатов домашнего исследования школьники имеют определенный запас полученных ими экспериментальных данных, что позволяет использовать эти сведения при изучении других дисциплин (например, при изучении данной темы в курсе химии).

Опыт экспериментальной работы показывает, что все дети охотно проводят это исследование, выполняя соответствующие рисунки, и записывают свои наблюдения и выводы. Более того, многие ученики (часто отнюдь не самые исполнительные) задания усложняют, внося элементы творчества, например, наблюдают протекание явления диффузии для разных пар тел.

Разнообразие приемов проведения домашней экспериментальной работы является необходимым условием всестороннего развития учащихся. Даже при выполнении одной и той же работы могут быть использованы разные приемы. Выбор методических приемов необходимо осуществлять исходя из определения дидактической цели урока, содержания работы, подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Бердалиева Т.Д. Домашние экспериментальные задания для 6 - 7 классов// Физика в школе. - 1988.- № 3.-С. 35-37.
  2. Национальная доктрина образования в РФ. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения 01.03.2016).
  3. Пурышева, Н.С. Формирование личностных образовательных результатов учащихся при обучении физики / Н.С. Пурышева, О.А. Крысанова, Н.В. Ромашкина // Физика в школе. – №4. – 2012. – С. 11-17.
  4. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания // Физика в школе. - 1991.- № 4.- С. 35-38.

Цитировать

Сава, О.В. Домашние экспериментальные работы как средство совершенствования обучения предметам естественно-научного цикла / О.В. Сава, Г.Р. Галиаскарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 313-317. — URL: https://novainfo.ru/article/11944 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться