Электронные технологии в страховании и перспективы их развития

№63-2,

экономические науки

В статье исследовано функционирование российской страховой отрасли и необходимость применения в ней электронных технологий. Выделены функции, осуществляемые виртуальным офисом страховой компании, а также возникающие в связи с этим двухсторонние преимущества. Проведен анализ структуры рынка страхования на предмет "внедренности" информационных технологий и определены перспективы их развития.

Похожие материалы

В настоящее время процесс эволюции отечественного страхового бизнеса является одним из важнейших направлений социально-экономической политики России, поскольку данная сфера деятельности имеет большое значение для обеспечения экономического роста страны и достижения высокого уровня активности. Для возможности наиболее эффективного функционирования страховой отрасли необходимо использование различных информационных технологий (далее — ИТ, IT), которые, на данный момент, характеризуются небывалыми темпами развития и обладают огромным потенциалом.

Повсеместное внедрение высоких технологий позволяет значительно удешевить и упростить процесс осуществления страховой деятельности, так как, используя информационные системы, появляются ресурсы для ведения и обработки больших массивов данных, анализ которых необходим для принятия итогового, наиболее эффективного и прибыльного управленческого решения [2]. Соответственно, можно прийти к выводу, что успешность страховых организаций в нынешних условиях возможна только при наличии надежной IT-структуры, поддерживающей стабильную, полностью стандартизированную и автоматизированную работу страховой компании.

В основании системы информационных технологий находятся виды применяемой удаленной связи (мобильное и Интернет-соединение), необходимые для взаимодействия фирмы с различными участниками страхового рынка. Глобальное распространение мобильной связи и Интернета, а также отсутствие их привязки к конкретному месту и времени делает возможным использование всего потенциала дистанционного страхования при обслуживании физических и юридических лиц, позволяя с помощью электронных технологий:

  • Во-первых, получать доступ к онлайн-кабинету, где отображены все договоры страхования и их текущее состояние;
  • Во-вторых, активировать различные дополнительные условия страхового контракта;
  • В-третьих, оплачивать все утвержденные услуги.

Кроме того, «виртуальный офис страховой компании» должен осуществлять следующие функции [10]:

  • Предоставлять своим клиентам максимально полную и достаточную информацию о финансовом положении фирмы;
  • В зависимости от выбранного вида и параметров страхования, проводить расчеты размеров страховых премий и определять порядок получения страховых выплат;
  • Подготавливать и пересылать страховые полисы посредством Интернета, оплаченные непосредственно через виртуальный офис;
  • Осуществлять обмен данными в процессе действия договора, а также оказывать информационную поддержку при наступлении страхового случая;
  • Обладать возможностью выплаты страховой суммы с помощью виртуальных информационных технологий и платежных систем.

Необходимо отметить, что при наличии подобных технологичных возможностей у страховых компаний возникают следующие преимущества:

  1. Расширение географии деятельности фирмы и рост их клиентской базы;
  2. Автоматизация процесса поддержки клиентов с параллельным ростом скорости ведения операций и документооборота;
  3. Сокращение затрат на функционирование физических офисов страховых организаций и размеров штата работников;
  4. Снижение показателей возможных страховых и финансовых рисков.

Согласно данным всероссийского союза страховщиков на протяжении последних нескольких лет, российский рынок страхования переживает кризисное состояние из-за неопределенности экономической ситуации, воздействия западных санкций и давления на отрасль от иных участников финансового рынка [8]. Тем не менее, страховщики обладают различными внутренними ресурсами и инструментами для улучшения показателей собственной деятельности в текущей финансовой ситуации, среди которых не последнюю роль играют модернизация методов страхования и использование IT-структур.

Согласно результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2017 году более 70% страховщиков планируют ведение деятельности, основанной на стратегии внедрения высоких технологий при использовании как мобильной и Интернет-связи, так и с помощью SMS-уведомлений и различных приложений для гаджетов. Также около 25% компаний начали разрабатывать инновационные клиентские программы по дистанционному продажному и постпродажному обслуживанию [11]. Стоит отметить, что в общей доли компаний уже более 75% применяют разнообразные ИТ-сервисы, например:

  • мгновенный расчёт стоимости страховки и размеров выплат (46% компаний);
  • страховые приложения на мобильных устройствах (более 10%);
  • дистанционное уведомление страхователями страховщиков о произошедшем страховом случае (5%).

По результатам оценки, проведенной RAEX, можно сделать вывод, что объём дистанционного страхования (через Интернет и мобильные сервисы без непосредственного участия страховых агентов) по итогам прошлого года составил более 8,2 миллиардов рублей, прибавив в абсолютном выражении более миллиарда за прошедший 2016 год. Также можно отметить заметный прирост страховых премий в данном сегменте, значительно опережающий совокупные темпы страхового рынка (более 17% по отношению к 3,6% соответственно). Кроме того, возросла и доля дистанционного страхования в структуре общего объёма страхового рынка, составив около 0,8% от 1020 миллиардов рублей [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что применение электронных технологий в страховании является перспективным направлением, поскольку в ближайшем будущем функционирование страховой деятельности будет невозможно без их использования. Более того, активизация всего потенциала дистанционного страхования позволит еще больше сократить временные и финансовые издержки для страховых компаний, а также уменьшить стоимость и повысить качество предоставляемых ими услуг.

Список литературы

  1. Голубева А. П., Мальцева С. В. Повышение эффективности Интернет-страхования на основе технологий консалтинга // Бизнес-информатика. - 2010. №1. - С.51-59.
  2. Дмитриева Ю.Ю. ИТ-решения для страховых компаний // Научные записки молодых исследователей. - 2015. №6. - С.30-35.
  3. Емельянцев В.П., Вялкова И.В. Электронный страховой полис: применение при заключении договора страхования // Журнал российского права. - 2012. №4 (184). - С.17-23.
  4. Захарова А.В., Юмаева Л.Р., Иноземцева Е.Ю. Особенности инвестиционной деятельности страховых компаний // NovaInfo.ru. – 2014. №28. – С.262-267.
  5. Малиева А.А. Развитие института страхования в России // ИСОМ. - 2012. №3. - С.46-51.
  6. Наумова О.Н., Николаева Н.А. Программно-целевой подход к обеспечению эффективности развития сферы страховых услуг // Вестник СамГУПС. – 2015. Т.1. №2 (28). – С. 136-140.
  7. Николаева Н.А. Роль жилищного страхования в условиях социально-экономических преобразований // Вестник СамГУПС. – 2015. Т.1. №2 (28). – С.140-142.
  8. Страхование сегодня. Страховой рынок: итоге 2015, прогнозы, основные тенденции [Электронный ресурс] URL: http://www.insur-info.ru/analysis/1083/ (дата обращения 21.03.2017).
  9. Шарифьянова З.Ф., Муфтиева З.Р., Чиркова А.А. Проблемы и преимущества электронного страхования // Символ науки. - 2016. №3-1. - С.215-217.
  10. Шепелин Г.И. Развитие рынка электронного страхования // Вестник Финансового университета. - 2014. №5 - С.46-54.
  11. Эксперт РА. Электронные технологии в страховании [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/project/et_insur/2016/resume/ (дата обращения: 11.03.2017).
  12. Янов В.В. Цели и принципы регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело. – 2001. №5 – С.15-16.