Основные этапы разработки компьютерной обучающей системы и их особенности

№64-2,

физико-математические науки

В статье описывается методика разработки обучающей системы на примере создания интерактивного приложения для детей, посвященному технике безопасности.

Похожие материалы

Современное информационное общество требует новых методик и технологий, используемых в образовательном процессе. Классическая форма подачи нового материала зачастую становится ребенку скучной и мало интересной. Применение в процессе обучения специальных интерактивных программ, построенных по принципу компьютерных игр, порой может оказаться единственно возможным способом, чтобы привлечь и заинтересовать обучающихся [1 — 3].

Разработка обучающей системы по некоторой заданной теме условно может быть разбита на несколько этапов (рис. 1). Рассмотрим основные задачи, решаемые на каждом этапе.

Этапы разработки обучающей системы
Рисунок 1. Этапы разработки обучающей системы

Предварительный этап создания обучающей системы

На предварительном этапе проводятся исследования потребительской аудитории и на основе полученных результатов подбирается материал, представляемый в обучающей системе. На этом этапе выявляются уже существующие программы в данной области и выбирается программное средство, которое позволит реализовать поставленную задачу. Тип целевой аудитории позволяет определить основные требования к разрабатываемой программе. Обуславливаются цели обучения и степень сложности материала, представленного в обучающей системе.

Предположим, что перед нами стоит задача разработать обучающую систему правила поведения в детском лагере, тогда в результате предварительного этапа будет обозначена целевая аудитория (дети с 7 до 12 лет) и подобрана программная среда (Macromedia Flash).

Подготовительный этап создания обучающей системы

На подготовительном этапе пишется текстовое наполнение учебного курса (рис. 2), создается сценарий обучающей системы, продумываются сценарии анимационных фрагментов, разрабатывается эскиз интерфейса, подбираются готовые или создаются собственные иллюстрации.

Этапы написания текста обучающей программы
Рисунок 2. Этапы написания текста обучающей программы

В качестве информационных источников на стадии подготовительного этапа отбирается несколько апробированных, официально утвержденных материалов для обучения. В рассматриваемом примере, в котором требуется разработать учебный курс по правилам поведения в детском лагере, основным документом будет служить Инструктаж по технике безопасности детского оздоровительного лагеря, а также общепринятые правила по технике безопасности.

После внимательного изучения исходных источников составляется иерархическая структура разбираемого материала, выявляются наиболее важные заголовки тем и правила.

Все выбранные правила прошли сортировку по заголовкам. После этого выбранные темы были выстроены в определенную логическую последовательность.

После рекомпозиции проводится корректировка текста, вносятся необходимые поправки, добавляются отсутствующие материалы.

  • должна осуществляться специалистами из той предметной области, по которой разрабатывается обучающая система. В данном примере экспертами должны выступать непосредственно работники детских оздоровительных лагерей. После того, как эксперты признают текстовое наполнение удовлетворительным, можно приступить к работе над сценарием, который подразумевает детальный пересмотр всех компонентов и тематических разделов. На данном этапе проводится предварительное описание анимационных и видеофрагментов, иллюстраций, связи между разделами, интерактивность.

Сценарий пишется с учётом возможностей выбранного программного средства, а также имеющихся исходных материалов (видеофрагментов, различных картинок, звуков и т.д.). Разработка сценария обучающей системы подразумевает собой описание дизайнерского и функционального интерфейса, сценариев игр, элементов мультимедиа для каждой страницы.

Для разработки программы необходимо учитывать, что она создаётся для детей, поэтому использование строгого стиля неприемлемо. Для реализации интерфейса лучше использовать живой, яркий дизайн с использование мультипликационных персонажей. Но при этом необходимо учитывать, чтобы приложение не вызвало утомление глаз. Для основного фона неплохо выбрать оттенки тёплой цветовой гаммы: жёлтой, зелёной и коричневой.

Чтобы выполнить поставленные цели и задачи, интерфейс интерактивной обучающей системы должен включать в себя способы доставки информации до детей и её закрепления.

Интерактивная обучающая система при запуске может предложить несколько путей: обучение либо игру. Первый может состоять из правил, для закрепления которых предлагается пройти специальную игру, второй путь собирает в себя все существующие игры.

Для обеспечения полной навигации на каждом этапе необходимо добавить кнопку перехода к главному меню.

Закрепления пройденного материала может быть достигнуто добавлением в обучающую систему игр: головоломок, логических ребусов, пазлов, аркад. Выбор игрового задания формируется на основе правила, которое ей предшествует. Например, после правила по соблюдению чистоты и порядка, можно запустить игру на тему уборки территории.

Поскольку разрабатываемое приложение нацелено на детскую аудиторию, следует учесть, что образные средства должны не только помогать раскрывать содержание учебного курса, но также стимулировать у детей развитие воображения, формировать их эмоции, воспитывать культуру восприятия.

При подборе иллюстраций, оформляющих обучающую систему, следует учесть, что все рисунки должны быть одного стиля. Например, не стоит использовать одновременно нарисованные и сфотографированные объекты, либо стилистически различных персонажей (рис. 3).

Неверный подбор иллюстраций
Рисунок 3. Неверный подбор иллюстраций

Для звукового оформления можно найти музыкальные фрагменты из мультфильмов, а также звуковые эффекты различных природных и технических явлений.

Основной этап создания обучающей системы

Основной этап самый длительный из перечисленных этапов, нацелен на практическое исполнение реализацию задуманного обучающего проекта и требует специалиста в области информационных технологий. На данном этапе реализуются описанные ранее сценарии программы, дизайнерского и функционального интерфейса, создаются и обрабатываются изображения и звуковые файлы, создается анимация, пишется и отлаживается программный код.

Тестирование и доработка обучающей системы

До начала эксплуатации интерактивной обучающей системы следует выявить все ошибки и недочеты программы и исправить их.

Можно выделить три этапа проведения проверки: тестирование отдельных частей проекта, комплексное тестирование, тестирование качеств удобного использования.

Тестирование отдельных частей представляет собой проверку работоспособности каждой игры, из которых состоит проект. Необходимо проверить на работоспособность кнопки обратной связи и используемые символы.

После прохождения персонального тестирования каждой игры можно переходить к следующему этапу — комплексному тестированию. На данном этапе проверяется комплексное взаимодействие между кадрами системы. Он показывает, что при переходе от одного кадра к другому, проект правильно воспроизводится.

Последний этап тестирования проводится реальными пользователями. Тестирование проводится на предмет эргономичности и удобства навигации. Если эксперты (воспитатели детского оздоровительного лагеря) признают обучающую систему работоспособной и правильно функционирующей, то результатом тестирования является внедрение в учебно-организационную деятельность детского лагеря.

Завершающий этап создания обучающей системы

Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получает возможность ознакомиться как можно большее количество людей. Современные условия рекомендуют использовать Интернет-технологии, поэтому после проверки программы на работоспособность имеет смысл скомпоновать её в завершающий файл в формате .swf или .html.

Обучающая система, разработанная по описанному алгоритму, поможет преподавателю и позволит упростить процесс обучения по трудным или скучным темам.

Список литературы

  1. Арбузова А.А. Разработка образовательного дистанционного курса и его использование в обучении студентов вуза // сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании» (30 ноября 2015 г.) – Таганрог, 2015 г. – С. 91-94.
  2. Лещев Д.А., Арбузова А.А. Использование информационных техноло¬гий для создания детской обучающей интерактивной книги // Молодые ученые - развитию текстильно-промышленного кластера (Поиск) – Иваново, 2016 г. – С. 432-433.
  3. Егорова Н.Е. Разработка интерактивного приложения «Правила пожарной безопасности» для дошкольников // интернет-журнал NOVAINFO. – 2016 г. №51-2. – С. 208- 211.