Конкуренция на рынке образовательных услуг

№66-1,

экономические науки

В статье рассмотрим некоторые особенности рынка образовательных услуг и посмотрим на образование, как на часть рыночной системы.

Похожие материалы

Существует различное понимание образования и, соответственно, по-разному оценивается его роль в общественном развитии. Можно ли образование считать услугой? Вообще, в каких-то сугубо прагматических целях можно. Но такое понимание не включает воспитания в образовательных процессах, которое играет в них ведущую роль. Образовательная услуга — это обеднение понимания образования, ведущее к значительным промахам в его реформировании. [2. с. 6–7]

На сегодняшний день сложно дать точное определение образовательной услуги. В сложившейся ситуации образование превратилось в часть рыночной системы, в связи с широко используемым предоставлением платного образования. Соответственно процесс образования становится процессом купли-продажи. Анализ литературы показывает, что единое мнение по поводу того, что можно назвать образовательной услугой, отсутствует.

В настоящее время можно считать, что образовательная услуга — это специфический товар, непохожий на другие виды услуг. Для того чтобы понять в чем же специфичность, особенность данной услуги следует обозначить понятие «услуга» вообще.

Итак, услуга — это определённое действие, мероприятие или же выгода, предлагаемые одной стороной для удовлетворения потребностей другой стороны, услуги в большинстве случаев неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Как известно, процесс оказания услуг носит целенаправленный характер, направленный на создание ценностей, которые составляют основу стоимостного обмена и отвечают желаемому результату. Результат и качество услуги является принадлежностью не только исполнителя. Измерение необходимости услуги незамедлительно производится потребителем.

Образовательные услуги, как и другие, реализуются на рынке, присутствуют покупатели и продавцы товара, реклама, установление цены, механическая передача знаний, удовлетворение спроса по требованиям потребителя, соответствие стандартам.

Рынок образовательных услуг — это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги и их предложение разнообразными образовательными учреждениями. Можно сказать, что главной особенностью рынка образовательных услуг является значительное влияние на него государства, так как на сегодняшний день образование становится частью рыночной системы. Государство во многом способствует развитию рыночной обстановки в сфере образования как среди потребителей, так и среди производителей услуги.

Государство все чаще выступает и в роли заказчика, и в роли потребителя образовательных услуг, увеличивая количество бюджетных мест на технических специальностях, а также выделяя бюджетные места на подготовку специалистов на непрофильные направления вузов.

На сегодняшний день можно не сомневаться в необходимости развития конкуренции в сфере образовательных услуг. Наличие конкуренции положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг, способствует развитию уровня образования и, следовательно, приводит к улучшению экономических показателей страны, так как развитие экономики в стране во многом зависит от качества образования.

Конкурентами на рынке образовательных услуг могут выступать: государственные вузы и негосударственные вузы, организации и промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; консалтинговые фирмы, организующие помимо консультационной деятельности учебные курсы.[3]

Рынок образовательных услуг сложился довольно быстро. Предложение образовательных услуг в последнее время значительно возросло, это связано ещё и с ростом количества коммерческих вузов, которые предоставляют возможность обучаться по профилю наиболее востребованных в современном мире специальностей. Ведь абитуриентов интересует не только качество образования, но и актуальность выбранной специальности.

Очень часто вузам приходится подстраивать свою образовательную деятельность, количество и качество образовательных программ под желания абитуриентов, в связи с этим наблюдается расширение спектра образовательных услуг по экономическим направлениям, открытие данных направлений в непрофильных вузах, для получения большей прибыли и привлечения абитуриентов.

Сегодня перед большинством высших учебных заведений страны встаёт множество проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям. В вузах проводятся разработки практических рекомендаций, связанных с деятельностью в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в учреждении, ценообразования, целевой подготовки специалистов и многое другое.

В экономическом и социальном развитии высшее образование рассматривается как немаловажный фактор. Человеческие знания и способности принимать решения в быстро меняющихся экономических условиях становятся главной ценностью общества. И именно конкуренция стимулирует высшее образование двигаться к качественно новому витку развития.

Высшим учебным заведениям следует заниматься оценкой уровня конкурентоспособности и разрабатывать стратегии её повышения на основе данной оценки. Для этого необходим постоянный мониторинг вузом внешней среды в области содержания и структуры образовательных услуг. Данный мониторинг — база повышения конкурентоспособности. Эта работа осуществляется на основе стратегического управления вузом. Вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

Многие высшие учебные заведения стараются вводить систему дополнительного образования для студентов и абитуриентов. Предоставление широкого выбора образовательных услуг не только повышает конкурентоспособность выпускника данного вуза, но и является источником дохода для учебного заведения. Цены на образовательные услуги формируются под влиянием рынка, действующих на этом рынке конкурентов, а также величины платежеспособного спроса.

В области исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг и по виду образовательного учреждения ведутся научно — педагогическая работа. В свою очередь, отдел маркетинга формируется в организационной структуре учреждения. Маркетинг в сфере образования является некой стратегией и тактикой отношений между потребителями и производителями образовательных услуг и продуктов в условиях свободного выбора и действий на рынке.

Основные требования к процессу образования закреплены в законе об образовании. Образовательные услуги относятся к социально — культурным (нематериальным) — это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности (ГОСТ Р50646-94) [4].

Образовательные услуги имеют ряд существенных отличий, к которым относятся высокая стоимость образовательных услуг, относительная длительность их исполнения, отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и условий жизни выпускника; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся [1 с. 5–6].

Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, который является разновидностью научного труда.

Если рассматривать ассортимент образовательных услуг как объект маркетинга, то можно заметить, что он весьма обширен. В современных условиях рыночной экономики вузам приходится учитывать требования рынка и соответственно их ассортимент может существенно изменяться.

Список литературы

  1. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социс.- 2003.- №4.-113-121.
  2. Коротков Э. М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов/2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. –320с.
  3. Лекция 5. Конкуренция на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studme.org/73196/marketing/konkurentsiya_rynke_obrazovatelnyh_uslug\
  4. Сущность и характеристика образовательных услуг учреждений дополнительного образования для детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sushchnost-i-kharaktieristika-obrazovatiel-nykh-uslugh-uchriezhdienii-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei