К вопросу о разработке электронных обучающих комплексов

№66-2,

технические науки

В статье рассматривается процесс разработки электронных обучающих комплексов в SunRav BookOffice и TestOffice.

Похожие материалы

В настоящее время электронные обучающие комплексы все чаще находят свое применение в учебном процессе, что связано с развитием информационно-коммуникационных технологий и совершенствованием материально-технической базы учебных учреждений [1, 2, 3].

В состав обучающих комплексов зачастую включают различные учебные материалы (конспекты лекций, презентации, видеоуроки и пр., задания для самостоятельной работы, тесты для проверки знаний), а также специальное программное обеспечение [4, 5].

При разработке обучающих комплексов используются различные мультимедийные технологии и пакеты программ, к которым относятся программы SunRav BookOffice и SunRav TestOffice, предназначенные для создания электронных книг и тестов соответственно.

На рис. 1 показано главное окно обучающего комплекса по курсу «Интернет и мультимедиа технологии», разработанного в среде SunRav BookOffice.

Обучающий комплекс, созданный в SunRav BookOffice
Рисунок 1. Обучающий комплекс, созданный в SunRav BookOffice

Как видно из рис. 1, в состав обучающего комплекса включены:

  1. конспект лекций, представленный в виде совокупности файлов, подготовленных в формате HTML;
  2. видеоуроки и мультимедийные презентации, подготовленные в специальных программах, таких как Microsoft PowerPoint;
  3. задания для практических и лабораторных работ (рис. 2);
  4. тестовые задания для контроля знаний и пр.
Задания для практических и лабораторных работ
Рисунок 2. Задания для практических и лабораторных работ

Процесс разработки электронных приложений в SunRav BookOffice достаточно прост и интуитивно понятен. Рассмотрим его подробнее. Так, после запуска программы появляется окно, показанное на рис. 3. В левой части окна программы отображается содержание, состоящее из разделов, в которых можно создавать подразделы, подразделы подразделов и т.д. В центре находится текстовая область, где записывается форматированный текст, например, лекции, добавляются картинки и пр. учебный материал.

Окно программы SunRav BookOffice
Рисунок 3. Окно программы SunRav BookOffice

Также можно добавлять внутренние ссылки для удобства навигации по учебным материалам.

В целом интерфейс SunRav BookOffice схож с Microsoft Word 2003, т.к. в нем имеются схожие инструменты для форматирования текста.

К очевидным плюсам программы SunRav BookOffice следует отнести то, что она дает возможность сохранить проект в популярных современных форматах, например, pdf или HTML.

Для создания тестовых заданий (тестов), в паре с программой SunRav BookOffice, предпочтительно использовать другую программу от SunRav — TestOffice, которая отличается большим разнообразием типов вопросов: от наиболее используемого типа «1 из N» до хронологического.

На вкладке свойств теста производится настройка соответствующих свойств, таких как: название, тип, ограничение по времени и пр.

Процесс задания вопросов и ответов в программе tMaker, входящей в состав SunRav TestOffice, показан на рис. 4.

Создание тестов в программе tMaker
Рисунок 4. Создание тестов в программе tMaker

Для создания пользователей и групп пользователей, имеющих доступ к прохождению тестов, используется программа tAdmin, которая, как и tMaker, является неотъемлемым элементом SunRav TestOffice.

Помимо администрирования пользователей и групп, программа tAdmin содержит инструменты для обработки результатов тестирования.

Для проведения тестирования используется программа tTester, которая также входит в SunRav TestOffice.

Для того чтобы пользователи и группы отображались в tTester, следует подключить их на соответствующей вкладке в окне настроек программы, где возможно несколько способов их добавления: поочередно или путем задания папки, из которой и будут считываться все группы.

Процесс тестирования в программе tTester показан на рис. 5.

Процесс тестирования в программе tTester
Рисунок 5. Процесс тестирования в программе tTester

Таким образом, как показано ранее, процесс разработки электронных обучающих комплексов, состоящих из разнообразных учебных материалов, в программах SunRav BookOffice и TestOffice достаточно прост и не требует от разработчиков специальных знаний, например, в области программирования и (или) администрирования пользователей и их групп, что позволяет быстро, в кратчайшие сроки разработать и внедрить в учебный процесс электронный обучающий комплекс практически по любой тематике.

В качестве альтернативы программам SunRav BookOffice и TestOffice можно использовать пакет программ, входящих в состав клиент-серверной CASE-системы для автоматизации работы преподавателей, разработанной автором [1].

Принцип работы с CASE-системой предполагает, что преподаватели создают электронные пособия, подключая к ним различные учебные и/или методические материалы, а также тесты, предварительно разработанные в соответствующем редакторе.

Для каждой учебной дисциплины необходимо разработать рейтинг-планы, т.е. таблицы баллов за тот или иной вид деятельности, к которым можно отнести посещение лекций и практических занятий, выполнение контрольных и лабораторных работ, тестирование и пр.

Проведение тестирования возможно 3 разными способами:

  1. на любом компьютере, где установлено клиентское приложение CASE-системы. Такой способ удобно использовать для выдачи студентам демонстрационных версий тестов и различных учебных материалов для самостоятельной подготовки в домашних условиях;
  2. на любом компьютере, подключенном к локальной сети учебного заведения. Данный способ удобен для проведения тестирования группы студентов непосредственно в аудитории. Поскольку результаты студенты видят сразу после тестирования, это позволяет провести их обсуждение и работу над ошибками;
  3. на любом компьютере, подключенном к сети Интернет. Такой способ позволяет организовать удаленное тестирование студентов, что особенно актуально при дистанционной форме обучения.

Кроме того, серверное приложение CASE-системы позволяет вести учет посещений занятий студентами, хранить результаты их деятельности, а также формировать все необходимые формы отчетности.

Список литературы

  1. Антипин А.Ф. Организация эффективной работы преподавателей в условиях рейтинговой системы обучения // Прикладная информатика. 2014. № 3. С. 48-59.
  2. Мустафина С.А., Степашина Е.В. Редукция кинетических схем сложных химических процессов на основе теоретико-графового подхода // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 10. С. 17-20.
  3. Антипин А.Ф. Обзор проблемных ситуаций в коде программ // Современная техника и технологии. 2015. № 2. С. 82-85.
  4. Седова Н.А., Седов В.А. Методы оценки качества полученных решений // Южно-Сибирский научный вестник. 2012. № 1. С. 88-91.
  5. Степашина Е.В. Оптимизация финансовых показателей предприятия на основе нейросетевой модели // Информационные системы и технологии. 2014. № 5. С. 34-42.