Роль интеллектуального капитала в производственной деятельности современного предприятия

№67-1,

экономические науки

В статье рассматривается понятие интеллектуального капитала и его роль в развитии предприятия.

Похожие материалы

В наше время информационных технологий стабильность и успех деятельности организации в основном зависят от квалификации работников. Благодаря высокой квалификации персонала повышается эффективность работы предприятия, а также появляется возможность использования широко спектра современных технологий.

С приходом компьютеров и информационных технологий природа предприятий изменилась. Для привлечения клиентов и предоставления им товаров и услуг мы используем уже совсем не те методы и навыки, которыми пользовались наши предшественники. Эти навыки появились и получили развитие под воздействием информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, потребовали более высокой квалификации работников, владеющих новыми знаниями и активно применяющих их на практике в противовес привычному ручному труду [1].

Интеллектуальный капитал предприятия создается человеком, который способен превращать информацию в знание. Составляющие интеллектуального капитала смогут функционировать только во взаимосвязи с человеком, именно поэтому отсутствие инвестирования и развития человеческих ресурсов, а также недооценка работников и их необоснованное увольнение повлекут за собой обесценивание интеллектуального капитала предприятия.

Знания являются основой современной экономики, поэтому компании сталкиваются с новыми условиями ведения бизнеса. Капиталы перемещаются в отрасли, которые основаны на создании знания, растет доля интеллектуального капитала в формировании добавленной стоимости товаров, а рыночная стоимость компании в результате оценивается, опираясь на качество интеллектуальных ресурсов.

Интеллектуальный капитал имеет для компании большое стратегическое значение, нежели ее материальные и финансовые активы. Поэтому и умение правильно оценивать, развивать и эффективно использовать состояние интеллектуального капитала предприятий, являющегося не только основным ресурсом современного производства, но и важнейшим компонентом, определяющим рыночную стоимость современной компании, так же приобретает немаловажное значение.

Существует множество характеристик структуры интеллектуального капитала, но практически все они основываются на подходе и классификации элементов интеллектуального капитала, предложенного Т. Стюартом [4]. К основным элементам, согласно этой концепции относятся человеческий капитал, структурный и клиентский капиталы. Различия в подходах состоят в том, какие специфические элементы вносятся в каждую из основных частей интеллектуального капитала.

Так, например, М.А. Дьяченко указывает на то, что человеческий интеллектуальный капитал включает в себя «интеллектуальные способности человека, в основе которых лежат компетенции, знания, навыки и опыт индивидуумов, их профессиональная подготовка», структурный капитал включает «организационные процессы, базы данных, программное обеспечение, служебные инструкции, патенты, товарные знаки, лицензии, франшизы, корпоративная культура» , а клиентский капитал состоит из «брендинга организации, обеспечения лояльных отношений с клиентами, партнерами, акционерами» [2].

По мнению Иноземцева В. Л. интеллектуальный капитал включает человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям и структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.[3]

Из-за проникновения интеллектуального капитала в производство изменяется его характер, обеспечивается рост его эффективности. На современной стадии экономическая мощь развития отдельных экономических предприятий и экономики государства в целом определяются их способностью к созданию, использованию и увеличению интеллектуального капитала, основой которого является предоставление информации и знаний, которые постепенно становятся главными средством и предметом общественного производства. Инновационная экономика может существовать и развиваться лишь в том обществе, где знания разных форм входят в повседневную жизнь людей, а их получение определено соображениями экономической целесообразности.

Проблемы формирования и использования интеллектуальных ресурсов тесно связаны с эффективностью внедрения инновационных проектов и программ в рамках стратегических планов предприятий и организаций. Реализация инновационных процессов, связанных с развитием новых технологий, новых типов производства, услуг, организационных и технических и социально-экономических решений производства, финансового, продавая или других знаков, требует не только расходы ресурсов, но также и использование специальных организационных и экономических инструментов.

Поэтому интеллектуальный капитал становится не только необходимым ресурсом для реализации инноваций, но также и эффективным организационным и управленческим инструментом развития предприятия и увеличения его конкурентоспособности.

Роль интеллектуального капитала предприятия чрезвычайно важна в современных условиях рынка и состоит во влиянии элементов интеллектуального капитала на экономические результаты и формирование различных экономических ценностей предприятия. Выделяют следующие ценности: увеличение рыночной стоимости предприятия; увеличение эффективности использования всех ресурсов предприятия; рост производительности предприятия; развитие инновационного потенциала; расширение и улучшение конкурентных преимуществ предприятия.
У интеллектуального капитала как фактора производства есть производительность. Он используется для производства нового или более усовершенствованного продукта или технологического процесса. Таким образом интеллектуальный капитал на уровне предприятия –это определенный тип ресурсов, который, с одной стороны, подобен другим типам экономических ресурсов, и, с другой стороны, отличается по уникальности.

Роль интеллектуальной составляющей ресурсной базы организации как основного источника ее конкурентных преимуществ в современной экономике становится главной. С точки зрения ресурсного подхода компания должна быть направлена на эффективное управление уникальными ключевыми знаниями и динамическими способностями, необходимыми для увеличения потенциала и конкурентных преимуществ. Компания, стремящаяся к статусу «интеллектуальной организации», который подразумевает эффективное управление своими интеллектуальными ресурсами и способностями, постоянное «обучение» на основе аккумулирования опыта и навыков с целью увеличения объема и качества организационного знания, успешно сможет противостоять конкуренции.

Список литературы

  1. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии /Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковачи. - СПб.:Питер, 2001.- 288с.
  2. Дьяченко М.А. Влияние императивов экономики знаний на формирование интеллектуального капитала : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Дьяченко М. А. — Волгоград, 2009. — 162 с.
  3. Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества.- М.: «Academia-HayKa», 1998. - 640 с.
  4. Томас А. Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства. / Стюарт Т. — М: Изд. «Поколение», 2007. — 368 с.