Алгоритм для диагностирования автомобильных двигателей

№67-2,

технические науки

В данной статье рассматривается алгоритм программы встроенного диагностирования на основе вероятностно-логической модели поиска неисправности, который позволит снизить временные затраты на поиск неисправности. Так же приведены примеры существующих отечественных и зарубежных программных обеспечений, предназначенных для диагностики автомобильных двигателей.

Похожие материалы

В связи с удорожанием эксплуатации транспортных особое внимание их владельцев занимает выбор средств технического диагностирования. Также каждая новая модель автомобиля все больше компьютеризируется, в состав автомобиля входят различные электронные системы и блоки управления [1], что позволяет внедрять бортовое диагностирование.

На рынке имеется отечественное и зарубежное программное обеспечение (Vag-scan, Scanmatic, Scantronic, Автоас-скан, МТ-2,4,10, ScanDoc), позволяющее использовать персональный компьютер в качестве автомобильного сканера. В России хорошо известна диагностическая программа «Мотор — Тестер» и сканер-тестер DST-2 [2]. Он представляет собой портативный компьютер специального исполнения, предназначенный для диагностического обслуживания автомобилей, оснащенных электронными системами управления двигателя. По диагностическим цепям DST 2 позволяет связаться с блоком управления для выполнения различных функций.

АВТОВАЗ применил способ, чтобы привлечь владельцев автомобилей LADA на обслуживание в официальные дилерские центры. Пока это касается только новых владельцев седана LADA Vesta и кроссовера XRAY. Так АВТОВАЗ в бортовую электронику автомобилей LADA Vesta и XRAY внес изменения, которые позволяют проводить диагностику машин только с использованием компьютера со специальным программным обеспечением. Обычные универсальные тестеры, которые используют в «гаражных» мастерских, в случае с автомобилями LADA Vesta и XRAY уже не подойдут [3].

Такой прибор для диагностики выпускается производителем НТС. Цена такого тестера достигает 300 тысяч рублей. Таким образом, купить этот прибор универсальные сервисы вряд ли захотят, а обычным владельцам LADA Vesta и XRAY придется ехать в официальный дилерский центр LADA. В настоящее время АВТОВАЗ активно внедряет тестер в фирменные дилерские центры и проводит обучение специалистов для работы с прибором. НТС начал продажи модулей обновления для диагностики ЛАДА ВЕСТА для сканеров тестеров ДСТ-14Т, ДСТ-14. Функции перепрограммирования для ЛАДА ВЕСТА программным обеспечением поддерживаться не будут

В связи с вышеуказанным остается актуальным вопрос определения неисправностей встроенными средствами без использования специализированного оборудования, в большинстве случаев дорогостоящего, и дорогостоящего диагностирования. Что, конечно, может быть реализовано как предварительное диагностирование перед возможным заездом на СТО.

Для оперативного контроля технического состояния подвижного состава в отрыве от производственной базы автотранспортного предприятия предлагается разработать систему диагностирования, работа которого основана на фиксации и анализе показателей автомобиля​, такой способ реализации уже описан в литературе [4].

Программа прибора включает блоки формирования баз данных по результатам диагностирования и сведениям по работе двигателя по запросам водителя или оператора-диагноста.

Введённые данные обрабатываются с помощью программного расчётно-анализирующего блока. Результаты расчета и анализа выводятся на экран смартфона или планшета.

На основе данной информации принимаются решения по проведению операций технического воздействия (углубленное диагностирование, техническое обслуживание или ремонт) транспортного средства.

Программа состоит из двух частей:

  • определяется наличие и вид неисправностей в топливной системе,
  • опрос оператора о признаках неисправностей в остальных системах двигателя.

Алгоритм основной части программы представлен на рисунке 1.

Предварительный алгоритм работы системы диагностирования
Рисунок 1. Предварительный алгоритм работы системы диагностирования

При запуске программа проверяет работоспособность датчика давления топлива . Если датчик не опрашивается, то на экран выводится надпись «Датчик недоступен», и программа завершает свою работу, до определения причины неисправности датчика давления топлива. Если установлен контакт с датчиком, тогда вводятся начальные данные с панели прибора встроенного диагностирования. Затем программа при работающем двигателе выводит по показаниям датчика графики на холостых и номинальных оборотах и если есть неисправность выводит на экран в текстовом режиме и в графическом виде. Если неисправность с помощью датчика давления не установлена, в тоже время встроенная система диагностирования сигнализирует о наличии неисправности, то в алгоритме заложен переход к опросной части. Оператору (водителю) необходимо продолжить поиск неисправностей в других системах двигателя. При работе программа использует табличный метод поиска неисправностей. Водитель выбирает признаки работы систем двигателя. Последовательный перебор и исключение признаков приводит к определению неисправности.

Разработанный алгоритм программы встроенного диагностирования на основе вероятностно-логической модели поиска неисправности, позволит снизить временные затраты на поиск неисправности.

Такое диагностирование может производиться самим владельцем автомобиля и в небольших автосервисах. Также может быть использовано и в дилерских центрах, разработчиками радиоэлектронной аппаратуры, как дополнение к существующим моделям автомобилей и производителями транспортных средств.

Список литературы

  1. Особенности диагностики современных транспортных средств. Пестриков В. М. Евкарпиев В. Е. Технико-технологические проблемы сервиса. Выпуск № 4 (30) / 2014. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
  2. Диагностику LADA Vesta и XRAY смогут сделать только официальные дилеры — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.masscars.ru/news/455-diagnostiku-lada-vesta-i-xray-smogut-sdelat-tolko-oficialnye-dilery.html.
  3. ДСТ-14Т рекомендован АвтоВАЗом как дилерский автосканер для ряда автомобилей ВАЗ — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: иhttp://www.nppnts.ru/index.php?mod=dst14.
  4. Лянденбурский В. В., Тарасов А. И., Судьев В. В. Алгоритм поиска неисправностей дизелей // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 214-217.