Инновационное предпринимательство в туризме: теоретический аспект

№68-1,

экономические науки

В статье рассмотрены основные направления инновационного предпринимательства, рассмотрены факторы инновационного развития туризма, обозначено основное решение проблем, посредством инновационного предпринимательства в туризме.

Похожие материалы

Динамика развития экономики и социума, а именно инновационность данных процессов направляет на необходимость своевременного развития предпринимательства во всех отраслях деятельности, как промышленности, так и туризма.

Как известно объектом инновационного предпринимательства являются инновации. Под инновацией понимается «нововведение в области техники, технологии, организации, управления, основанное на использовании достижений НТП, науки и передового производственного опыта, обеспечивающего повышение эффективности производства, качества продукции (услуг) и ее конкурентоспособности» [1, с. 7].

Субъектами инновационного предпринимательства выступают государственные структуры, предприятия обеспечивающие необходимое функционирование туристской индустрии; научные образовательные деятели (организации), имеющие отношение к туристской индустрии с точки зрения разработки новых методов и способов ведения деятельности данных предприятий. Все представленные субъекты взаимосвязаны в единую систему иерархических связей.

В свою очередь инновационная деятельность представляет собой некий процесс, посредством которого имеет место такая цепочка действий: «инвестиция — разработка — процесс внедрения — получение качественного результата» [3, с. 6].

Поскольку туризм является динамически развивающейся экономической индустрией, он не возможен без инновационного предпринимательства.

На современном этапе стремительного развития общества, проблема инновационного предпринимательства в туризме стоит особо остро, что подтверждает многогранность рассмотрения данной темы многими отечественными и зарубежными учеными, среди которых:

  • Маклашина Л. Р. в статье «Роль инноваций в развитии туризма» [4], где автор раскрывает особую важность инноваций в туризме обосновывая тем, что инновации являются основой экономического роста каждого из государств. Автор также подчеркивает, что без инновационности той или иной отрасли нет развития, поскольку иновационные продукты в туризме являются ключевым фактором роста экономики и повышения качественной составляющей жизни граждан.
  • Баранова А.Ю. [2] в научной статье «Инновации в туристско-рекреационной сфере» рассматривает функционирование инновационных предприятий в туристско-рекреационной сфере, подчеркивает необходимость развития инновационной деятельности предприятиями туристской индустрии, что подтверждает динамичностью туристских потребностей.
  • Патутина Н. А. [5] в научной статье «Региональные инновации в сфере туризма», раскрывает важность инновационного развития страны, акцентируя внимание на туристско-рекреационную сферу, а именно на инновационные региональные проекты в сфере туризма.
  • Перчинская Н. П. [6] в научной статье «Инновации в туризме Молдовы», рассматривает проблемы инновационного развития туристских предприятий, предлагая при этом пути решения данных проблем.

Сегодня основными факторами инновационного развития туризма являются следующие:

  • степень конкуренции, как внутри рынка, так и за его пределами;
  • конъюнктура рынка и все те процессы, которые воздействуют на уровень спроса и предложения;
  • научно-технический прогресс;
  • политические;
  • экономические;
  • степень образованности кадров;
  • ресурсообеспеченность.

Каждый из данных факторов представляет собой целую систему, в следствии претворения в жизнь которой в сфере туризма происходят конкретные преобразования.

Инновационная деятельность в туризме включает в себя такие направления как:

  • разработка и внедрение качественно новых туристских услуг и продуктов, которые подразумевают маршруты, услуги размещения, питания, развлечения, оздоровления, экскурсионные услуги и прочее;
  • оптимизацию деятельности туристского офиса посредством применения новых информационных систем и технологий, нововведений, связанных с офисной логистикой в направлении персонала и др.;
  • использование в офисной деятельности и в деятельности связанной с предоставлением туристских услуг новой техники;
  • введение новых туристских ресурсов для формирования туристских продуктов;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • применение новых способов организации бизнес-процессов и др.

Успешное внедрение всех обозначенных выше нововведений, подразумевает способность отвечать следующим требованиям:

  • взаимосвязанность или взаимозависимость всех элементов туристской системы;
  • поддержание и укрупнение степени безопасности в потреблении туристских услуг;
  • своевременность и актуальность введения новых туристских услуг или продуктов в соответствии с существующими требованиями туристского рынка;
  • научность и наукоемкость нововведения.

Инновационное предпринимательство несет социальное значение в туристской индустрии, заключающееся в совершенствовании условий труда, развитии интеллектуальных способностей общества, реализации продуктового потенциала, преодолении фактора сезонности, повышении устойчивости развития туризма.

Как отмечает [7], инновационное предпринимательство — это тот рычаг, который позволит решить ряд проблем, а именно:

  • усовершенствовать бюджетную и налоговую политику;
  • улучшить нормативно-правовую базу туристской индустрии;
  • сбалансировать цену и качество предоставляемых туристских услуг;
  • развить туристскую индустрию;
  • укрепить имидж национального туристского продукта повысив тем самым его конкурентоспособность.

Необходимо отметить, что инновационное предпринимательство — это тот сегмент экономического направления, который направлен на налаживание межотраслевого баланса в туристской индустрии. Исходя из вышеизложенного можно подчеркнуть, что инновационное предпринимательство является неотъемлемой частью эффективного функционирования каждого их хозяйствующих субъектов туристской индустрии, вне зависимости это будут услуги связанные с питанием, размещением, развлечением, транспортом или иные.

Список литературы

  1. Агарков А. П., Голов Р. С. Управление инновационной деятельностью : учебник для бакалавров. – М. : Дашков и К, 2015. – 208 с.
  2. Баранова А. Ю., Леонтьев В. Е. Инновации в туристско-рекреационной сфере // Сервис Plus, 2013. – С. 71-77. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turistsko-rekreatsionnoy-sfere
  3. Варламов М. Г., Галиева С.И., Аляев А.В. Правовое обеспечение инновационной деятельности : учебное пособие. – Казань: КНИТУ, 2014. – 440 с.
  4. Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. – 2011. – № 12 (60). – с. 130-136. – Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/4604/
  5. Патутина Н. А. Региональные инновации в сфере туризма // Итернет-журнал Науковедение. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-innovatsii-v-sfere-turizma
  6. Перчинская Н.П., Грибинча К.А. Инновации в туризме Молдовы // Инновации, 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-moldovy
  7. Тихомирова И. И., Андреева А.А. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 2 (2015). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/102EVN215.pdf