Актуальные вопросы современного высшего технического образования

№69-1,

педагогические науки

В статье автор освещает некоторые вопросы высшего технического образования, рассматривает особенности гуманитарной и технической составляющей целостного образовательного процесса вуза.

Похожие материалы

Сегодня российское общество предъявляет высокие требования к подготовке выпускников технического вуза. Будущие инженеры должны обладать развитыми социально-значимыми компетенциями, быть способны к порождению новых смыслов и ценностей инженерной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, а также должены чувствовать ответственность за технологическую безопасность своей деятельности и последствия влияния работы на природу и общество [3]. На решение этих сложнейших задач направлен образовательный процесс технического вуза.

Характерной особенностью сегодняшней ситуации в Высшей инженерной школе является поиск путей эффективной организации образовательного процесса. Сложность этой работы заключается в том, что педагогической общественности следует учитывать необходимость разумного сочетания гуманитарной и технической составляющих инженерного образования, которые представляют собой две формы духовного бытия человека, аксиологически противостоящие друг другу и в то же самое время диалектически составляющие единое знание [2]. В педагогической науке гуманитарный и технический компоненты образования рассматривается как определенные антиподы, формирующие различные типы мышления и поведения. Ряд исследователей отмечает, что деление на два типа личности: гуманитарный и технический, обусловлены соответствующими системами образования гуманитарного и технического направления, формирующих в течение всего срока обучения специалистов. Соединить в целостном образовательном процессе эти противоположные компоненты очень сложно, но необходимо.

В техническом вузе гуманитарное и техническое знание существуют параллельно и представлено как две реальности. Общеизвестно, что учебные часы по гуманитарным дисциплинам постепенно сокращаются, а контрольные работы и рефераты исчезли из учебных планов технических факультетов. К тому же обвинение в умозрительности преподавания, к примеру, культурологии привело к введению в чтение курса видеоматериала, представляющего собой комментарий в виде картинок из области искусства. Действительно, наглядности и понимания прибавилось, а вот убеждение в гуманитарном знании как второстепенном не поколебалось [2]. Тем не менее, дисциплины гуманитарно-художественного цикла остаются базовыми, состоящими из нескольких фундаментальных разделов, которые могли бы читаться на различных курсах как самостоятельные спецкурсы: исторические этапы развития мировой культуры, генезис и динамика культуры, типология цивилизаций, культурология техники [1].

Задачи, выполняемые дисциплинами гуманитарно-художественного цикла, заключаются в

  1. освоении аксиологического и диалектического методов мышления;
  2. умении моделирования технического проекта в социально-культурном контексте;
  3. способности учитывать современный антропогенный фактор (изменение образа жизни людей в результате воздействия техники), экологические последствия;
  4. формировании потребности рефлексии к собственной деятельности.

Преодолеть данное противоречие возможно при формировании гармоничного гуманитарно-технического мышления на основе диалектического единства искусства и техники. Существенную роль в этом, по нашему мнению, способен сыграть провозглашенный еще в конце XX в. педагогический принцип — принцип гуманизации образования. Основу этого принципа составляют новые целевые установки, которые (в отличие от существовавшего технократического подхода, в частности в профессионально-техническом образовании) делают приоритетом человеческую личность, формирование ее творческого потенциала, гуманного мировоззрения, что является благом одновременно для общества и для самого человека. При реализации на практике принципа гуманизации образования изменяется отношение к обучающемуся, подход к нему как к личности с разносторонними интересами, способностями и творческими возможностями, что требует создания в учебном процессе специальных условий, т.е. разработки новых методических систем обучения [1]. К основным направляющим идеям этого процесса относятся:

  1. ориентация обучения на развитие личности и приоритет его развивающей функции;
  2. ориентация обучения на конечный результат — формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
  3. перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию;
  4. ориентация обучения на самостоятельную учебную деятельность студентов;
  5. гуманитаризация образования;
  6. создание в ходе обучения положительного эмоционального фона;
  7. формирование ценностного отношения к изучаемым гуманитарно-художественным и техническим дисциплинам, а кроме того личностных мотивов и потребностей их изучения.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы современного образования: монография / под ред. Д. Ю. Трушникова. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 404 с. – C. 7.
  2. Багирова Т.Б., Каташинских С.Н. Чтение как фактор формирования научного мышления студента [Текст] // Формирование научного мышления у молодёжи: Сборник статей по материалам регионального семинара «Школа-ВУЗ. Непрерывное образование: проблемы и решения». / Под ред. Т.Б. Голубевой. – Екатеринбург, УГЛТУ, 2009. – 128 с. – С.27-31.
  3. Каташинских С.Н., Масленникова С.Ф. Ценностно-компетентностная модель личности / С.Н. Каташинских, С.Ф. Масленникова // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 14. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011. – 296 с. – С.11–22.
  4. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: Дисс. на соискание … докт. пед. наук. – Екатеринбург, 2009 – 47 с.