Обеспечение энергоэффективности в сфере городского хозяйства как одна из основных задач его развития

№102-1,

экономические науки

В данной статье анализируются проблемы в сфере городского хозяйства, связанные с обеспечением энергоэффективности, такие как несоблюдение населением принципов энергосбережения в профессиональной и бытовой жизни и отсутствие заинтересованности энергетических компаний.

Похожие материалы

Актуальность энергосбережения на региональном уровне связана как с необходимостью улучшения экологии, так и с заботой о безопасности в сфере энергетического хозяйства и конкурентоспособности региональной экономики.

Энергоэффективность в современных условиях становится главнейшим из стратегических условий успеха строительных организаций, внося вклад как в изменение размера операционных издержек и разумное потребление из всех источников энергии, так и в изменение показателей производства в экологической сфере.

Явление неэффективного потребления всех видов источников энергии привлекает внимание руководителей всех уровней.

В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 была поставлена задача снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

Важным актом законодательства Российской Федерации в сфере энергоэффективности является положение Федерального Закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», которым установлено, что объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов. [1]

В рамках городского хозяйства бытовые и промышленные потребители энергетических ресурсов заинтересованы в энергосберегающих технологиях, так как энергосбережение дает возможность экономить денежные средства на оплате потребляемых ресурсов. Это ведет за собой сокращение стоимости энергетических ресурсов при расчете себестоимости продукции для предприятий промышленности. Немаловажно, что проведение энергосберегающих мероприятий повышает уровень проживания в жилище, делая его более комфортным.

Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды от энергосберегающих мероприятий, многие потребители не связывают свои расходы со стоимостью потребляемых ими энергоресурсов. Следовательно, необходимо повсеместное закрепление поведенческого стереотипа экономного использования ресурсов, проходящее в рамках обучения в средних и высших учебных заведениях. Позже возможно сформировать грамотное и энергоэффективное мышление у молодежи, следствием чего является постоянное соблюдение населением принципов энергосбережения в профессиональной и бытовой жизни.

Можно выделить некоторые критерии оценки эффективности функционирования электроэнергетики и её доступности для конечного потребителя:

  • стоимость энергоресурсов;
  • доступная стоимость технологического присоединения;
  • надежность и качество обслуживания.

Данные параметры необходимо рассматривать в сравнении с показателями других регионов.

Эффективное энергосбережение в городском хозяйстве рассмотрено с позиций системного подхода, включающего в себя:

  • энергообследование в целях выявления ресурсов для энергосбережения;
  • повышение действенности при трате данных ресурсов в рамках специально разработанных комплексных планов;
  • адаптация и распространение энергетического менеджмента;
  • учет результата от реализации комплексных планов энергосберегающих мероприятий.

В случае успешного проведения всех этих процедур и решения актуальных задач по данной теме, можно обеспечить устойчивое снабжение предприятий городского хозяйства энергетическими ресурсами, реализация задач энергосбережения в реальном секторе экономики, обеспечение энергетической безопасности и повешение конкурентоспособности региона.

Немаловажной проблемой на пути внедрения энергоэффективных технологий является отсутствие заинтересованности энергетических компаний, основным показателем работы которых является выручка.

С другой стороны, высокая стоимость ресурсов даже при ограниченном росте тарифов, затрудняет полноценное обеспечение энергоресурсами нуждающихся объектов, то есть не полной удовлетворение спроса. Отдельной проблемой является обновление и модернизация инфраструктуры.

Несмотря на существующие проблемы, энергоэффективность экономики Волгоградского региона за последние время значительно повысилась.

В Волгоградской области реализуется долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010–2020 годы [2]. В данном документе многие актуальные вопросы развития регионального энергетического комплекса достаточно четко сформулированы.

Несмотря на постоянное внимание государства к данной сфере и при повышении надежности и качества поставки энергетических ресурсов, до сих пор не создано модели отношений, при которой потребитель получает возможность компенсации за ненадлежащие обслуживание поставщиками.

Сегодня в энергетическом секторе экономики не создана конкурентная среда, необходимая для снижения издержек и цен, то есть практически отсутствует конкуренция за потребителей и для её развития нет реальных стимулов в настоящее время. Постепенно усугубляется ситуация и с переплатами со стороны потребителей и нарастающими их неплатежами за электроэнергию и другие виды ресурсов. В свете вышеизложенных обстоятельств, проблемой российской электроэнергетики, как и большинства инфраструктурных секторов экономики и промышленности является слабость и низкая эффективность государственного управления, которое необходимо на уровне регионов особенно.

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. О долгосрочной программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010–2020 годы: постановление администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. № 347-п.
  3. Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года. URL: https://base.garant.ru/20135308/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  4. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».