Практика антикоррупционной деятельности: сравнительный анализ отечественной и зарубежного опыта

№89-1,

экономические науки

В статье говорится о последствиях деятельности коррумпированных должностных лиц, а так же о методах борьбы с ней в зарубежных странах.

Похожие материалы

Антикоррупционная деятельность — это создание и осуществление комплекса многосторонних и последовательных мер государства в рамках установленных данным государством баз конституционального порядка с целью ликвидации (минимизации) факторов и обстоятельств, производящих коррупцию в разных областях общегосударственной и социального существования.

Коррупция — взятка, продажность и коррумпированность социальных и общественно-политических деятелей, муниципальных госслужащих и должностных лиц с целью личного обогащения.

Безусловно, что коррупция проявляет развращающее воздействие на все стороны жизни. Таким образом, подводим итоги.

К таким последствиям относятся:

  1. Увеличение нелегальный экономики приводит к сокращению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Правительство утрачивает финансовые связи управления экономикой.
  2. Несоблюдение конкурентноспособных механизмов рынка приводит к тому, что, в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог приобрести преимущество за взятки, замедляется возникновение эффективных частных владельцев. Это влечет к уменьшению производительности рынка и дискредитации идеи рыночной конкурентной борьбы в целом. Усугубляется инвестиционная атмосфера, никак не решаются проблемы преодоления регресса производства, обновления главных фондов.
  3. Безрезультатное применение экономных денег, в частности, при распределении муниципальных заявок и кредитов, приводит к уменьшению качества и размера социальных услуг и удобств, которые дает правительство своим гражданам и бизнесам.
  4. Увеличение цен считается результатом коррупционных накладных затрат. В результате страдает покупатель.
  5. Утрата доверия к правительству в целом участников рынка возникает как следствие утраты доверия к способности правительства определять и придерживаться добросовестных правил игры.
  6. Увеличение коррупции в неправительственных, нерентабельных, общественных организациях проводит к сокращению производительности их деятельности. Они хуже защищают полномочия своих участников и граждан.

Что касается общественных отрицательных последствий коррупции, то она, как признанно, проводит к несправедливости — к нечестной конкурентной борьбе компаний и к несостоятельному перераспределению прибыли граждан. Проблема в том, что предоставить более крупную взятку способна не самая эффективная легальная компания, или даже противозаконное предприятие. В следствии чего увеличиваются прибыли взяткодателей и взяткополучателей при уменьшении прибыли законопослушных граждан. Более опасна коррупция в концепции сбора налогов, разрешая обеспеченным ускользать от них и сваливая налоговый груз на плечи наиболее нищих граждан.

Коррумпированные системы ни в коем случае не пользуются «любовью» граждан, а вследствие того они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обоснована, во многом тем прецедентом, что советская номенклатура имела репутацию всецело продажного общества, пользующегося со стороны нормальных граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был неоднократно превышена, это повергло к низкой авторитетности порядка Б.Н.Ельцина в очах многих жителей России. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, однако, суждение, что коррупция обладает не только отрицательными, однако и положительными результатами.

Так, в первоначальные года уже после распада СССР имело место суждение, что в случае если давать возможность госслужащим брать взятки, в таком случае они трудятся наиболее усиленно, а коррупция может помочь бизнесменам избегать казенные препятствия. Теория благотворности коррупции никак не принимает во внимание, но, весьма значительную степень отсутствия контроля, какую политические деятели и госслужащие-чиновники обретают в коррумпированных сообществах. Они имеют все шансы согласно собственному усмотрению формировать и толковать указания. В этом случае, взамен стимула для более эффективной работы, коррупция становится, напротив, стимулом для формирования неимоверного количества инструкций. По-другому изъясняясь, взяткополучатели умышленно формируют все без исключения новые и новейшие препятствия, для того чтобы далее за вспомогательную оплату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции кроме того подтверждают, будто бы взяточничество возможно уменьшать время, нужное на сбор и обработку казенных документов. Однако взятки не обязательно убыстряют скорость канцелярской работы [3].

Известно, к примеру, что в Индии чиновники высочайшего ранга берут взятки следующим способом: они не обязываются взяткодателю более убыстренное обрабатывание его документов, однако дают умедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Довод, будто бы коррупция считается стимулом для развития экономики, особо опасен тем, что рушит законность и порядок. Многие российские криминологи заявляют, что в основе 1990-х в постсоветской России «с лучших побуждений» санкции из-за служебного злоупотребления стали по сути на время упраздненными, и это повергло к увеличению казенного вымогательства, усугубившем финансовый кризис [4].

В рассуждениях о нынешнем пребывании России глубокая коррупция стала одним из важнейших и общепризнанных тезисов. В то же время она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, свойственных безнравственным госслужащим. Весьма плохо осознаются отрицательные исходы коррупции, что, безусловно, обостряет снисходительное расположение к ней.

Проведённое исследование отличительных черт борьбы с коррупционными правонарушениями в ряде зарубежных государств дает возможность создать понимание об основах передовой национальной антикоррупционной стратегии, развитие которых требуется в России. Во-первых, мощная общественно-политическая независимость верховного управления страны к борьбе с коррупцией и сформированная на её основании целостная государственная политика в области борьбы с коррупцией, включающая совокупность мер правительственного, общественно-политического, финансового, общественного и законного характера. Во-вторых, организованный социальный надзор со стороны цивильного общества за всей концепцией государственного администрирования (непременным условием для этого считается формирование атмосферы прозрачности) и гарантированная возможность пробуждения в этих рамках уголовного преследования правонарушителей. В-третьих, жесткая подотчётность лиц, наделённых властными полномочиями, перед реально независимым органом, исполняющим мониторинг чистоты деятельности муниципальных служащих, а так же наделённым возможностями по привлечению к ответственности должностных лиц вне подчиненности от их положения в иерархической структуре власти. Эти утверждения, как представляется, являют собой основу эффективной государственной антикоррупционной политики.

Необходимы кардинальные перемены, как структуры государственного аппарата, так и элементов выработки общегосударственной политики. Само изменение потребует вовлечения представителей структур гражданского общества и гражданского процесса подготовки постановлений на самых ранних стадиях. Таким образом, имеется все без исключения причины говорить, что коррупция, как общественно-небезопасное явление, характерна каждому государству, на каком бы уровне развития оно ни было. К огорчению, в сфере борьбы с этим отрицательным феноменом в России сейчас больше провалов, нежели преуспевания, однако невозможно успокаивать себя тем, что коррупция является как бы «вечной категорией, что она появилась на свет вместе с государством и может пропасть только вместе с ним», так как является допустимым ограничивать её в определенных рамках и образцом этому служит положительный опыт зарубежных государств.

Список литературы

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 21.02.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - №25. - Ст. 2954.
  3. Корчагин , А. Г., Иванов, А. М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток, 2001. С. 88.
  4. Куракин, А. В. Меры предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы России (история и современность) // Право и политика. 2002. № 5. С. 62.
  5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г.).