Государственное регулирование миграционных процессов

№71-1,

социологические науки

В статье говорится о внешних миграционных потоках в России, а так же вопросы временного пребывания иностранных граждан на территоррии РФ.

Похожие материалы

Ни одно государство не может жить полностью автономно, и ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами миграции. Люди всегда стремились обеспечить себе наиболее удобные условия для проживания, и в этих целях нередко покидали страну, уезжая на постоянное место жительства за кордон. Для того, чтобы процесс миграции не был хаотичным и находился в правовом поле, в каждом государстве имеется миграционное законодательство, которое его регламентирует.

Иммиграция в Российскую Федерацию из различных стран мира, в том числе с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер и иммигранты не имеют возможности получить законный статус для пребывания на территории Российской Федерации. Сложилась устойчивая тенденция превышения числа въехавших в Россию иностранных граждан над числом выехавших, причем в приграничных районах, происходит интенсивное формирование иностранных общин, которые по своей численности и влиянию постепенно вытесняют коренное население. Отсутствует эффективный государственный контроль над указанными процессами, ослаблена роль государственных процессов.

Виды миграций

Для того, чтобы разобраться, как реализуется на практике государственная миграционная политика, следует знать, какими бывают виды миграции. Их можно разделить по следующим признакам:

Времени, на которое лицо уезжает из страны. Миграционное право предусматривает, что человек может уехать в другую страну на ПМЖ, а также осуществить выезд на определённый срок, после чего вернуться в РФ.

Причинам отъезда. Они могут быть самыми разными — от получения интересного предложения по трудоустройству до простого желания начать новую жизнь, сменив для этого страну проживания.

Направленности. Миграция может быть внешней и внутренней. Внешняя миграция имеет место в том случае, когда лицо принимает решение покинуть страну и реализует его на практике, осуществив пересечение государственной границы. Внутренняя — это переезд из одного региона РФ в другой, кордон при этом не пересекается.

Организации процесса. В этом случае учитывается, каким образом осуществляется выезд из страны. Он может быть:

  • принудительный, когда лицо выдворяется, по решению властей;
  • массовым, когда выезжают группы людей одной национальности, вероисповедания и т. д;
  • индивидуальным, когда принявшее решение покинуть страну делает это самостоятельно.

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации — обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • защита геополитических интересов Российской Федерации;
  • обеспечение национальной безопасности российской Федерации;
  • сочетание интересов личности и государства;
  • защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей органы государственной власти и органы местного самоуправления должны решить следующие задачи:

  • защита прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоро
  • выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев
  • сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;
  • свобода передвижения, выбор места жительства и пребывания, соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • регламентирование иммиграции и последующего пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечение незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции;
  • установление механизмов выдворения (депортации) и ответственности за нарушение установленных правил пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также устанавливать уголовную ответственность за организацию незаконной миграции;
  • противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, в том числе предусматривающие меры пограничного и иммиграционного контроля;
  • научная проработка, экспертиза, обеспечение экономического обоснования принимаемых решений;
  • организация проведения мониторинга миграционной обстановки в регионах Российской Федерации, сопредельных и иных государствах;
  • создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
  • создание единой системы учета иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации

В России контролю за миграционными процессами законодательными и исполнительными органами власти уделяется значительное внимание. Нашей стране досталось непростое наследство: в своё время государственная миграционная политика СССР была в основном построена на запретительных мерах, и в РФ соответствующее законодательство пришлось по сути разрабатывать заново.

Регулирование происходит и с помощью других ограничений, не касающихся качеств определенного человека. Государство может устанавливать соотношения между иностранными и отечественными рабочими, регулировать время работы в данной стране, запрещать иностранцам заниматься определенными видами деятельности и т.д.

В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям миграционного законодательства. За это не только взимают большие штрафы или депортируют, но и могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использования незаконных мигрантов.

Миграционная политика России базируется на том, что каждый гражданин страны имеет право на выбор места проживания, которое гарантировано ему Основным законом нашей страны. Реализуется государственная миграционная политика органами МВД, в компетенцию которых входит непосредственное решение всех практических вопросов по въезду и выезду из страны. При этом следует учитывать, что миграционное право является достаточно сложным, и не имеющему юридической подготовки лицу перед выездом из страны целесообразно проконсультироваться у опытного юриста — это поможет избежать возможных ошибок при оформлении необходимых документов и сократит сроки подготовки к отъезду, которые иногда растягиваются до года и более.

Таким образом, миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.

Список литературы

  1. https://02.fms.gov.ru-Официальный сайт УФМС России.
  2. http://government.ru-Официальный сайт Правительства России.
  3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ( с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.).
  4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109- ФЗ ‘’ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ‘’ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации’’.
  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ‘’ О гражданстве Российской Федерации’’.
  7. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти, Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.
  8. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  9. Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 93-157.
  10. События в системе правового обеспечания модернизации социально-экономического развития России, Ханнанов Р.А. 2012