Роль информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса высшей школы

№91-1,

педагогические науки

Возрастание роли ИКТ во многих видах человеческой деятельности вполне естественно вызывает изменения в системе образования, направленных на переориентацию учебно-воспитательного процесса с чисто репродуктивных механизмов мышления на поощрение творческой активности студентов, развивающейся на базе надлежащего информационного обеспечения.

Похожие материалы

О необходимости обеспечения надлежащих условий для функционирования системы образования, в частности, в сфере подготовки учителя начального образования в высших учебных заведениях и его успешной дальнейшей деятельности в общеобразовательной школе отмечается в Законах России «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», «Национальной доктрине развития образования России в XXI веке. Это побуждает к основательному анализу и переоценке педагогических достижений, действующих информационных систем и проведение научных исследований, направленных на совершенствование высшей школы.

В информационном обществе активно создается и развивается информационно-коммуникационное пространство, создаются условия для эффективного использования знаний в решении наиважнейших задач развития общества и демократизации общественной жизни. Возникают новые виды коммуникативных способностей к выбору оптимального режима работы с компьютером, усвоению этикета электронного общения, общению с партнером в виртуальной группе. Развивается умение общаться по электронной почте, свободно ориентироваться в мире информационно-коммуникационных технологий, происходит переход от одного программируемого средства к другому, овладение методами сбора и переработки информации.

В эпоху информационного общества образование должно быть непрерывным. Это означает, что человек учится постоянно, в специальных образовательных заведениях, или самостоятельно. Обеспечение непрерывного образования является сложной проблемой, решение которой зависит от многих факторов, в частности от состояния информационно-коммуникационной среды.

Информационно-коммуникационная среда — системно организованная совокупность информационного, организационного, методического, технического и программного обеспечения, способствует возникновению и развитию информационно-учебного взаимодействия между студентом, преподавателем и средствами новых информационных технологий, а также формированию познавательной активности студентов при наполнения отдельных компонентов среды предметным содержанием определенного учебного курса.

В. Извозчиков рассматривает информационно-коммуникационную среда не как теоретическую абстракцию, а как отвечающую практическим потребностям человека конструкцию, которая выступает в трех основных формах:

  • физическое пространство (это пространство совместной учебной педагогической и образовательной деятельности с использованием современных электронно-коммуникативных систем, средств и технологий образования населения и обучения;
  • виртуальное пространство гипертекстов, семантических взаимосвязей понятий и тезаурусов;
  • иерархические педагогические и образовательные системы и пространства в категориях общего (глобальное ИКС), особенного (региональное ИКС) и единичного (локальное ИКС) [2, с. 45].

В свою очередь Л. Петухова в своей монографии представляет собственную трактовку понятия «информационно-коммуникационное педагогическая среда», под которым понимает совокупность технологических и ментальных сущностей, которые в синхронной интеграции обеспечивают качественное овладение системой соответствующих знаний. По мнению Л. Петуховой информационно-коммуникационное педагогическая среда как компонент учебного процесса:

  • способствует формированию мотивации подрастающего поколения к потреблению контента, циркулирующей в нем;
  • предоставляет доступ к ресурсам в любое удобное для человека время;
  • обладает удобным, гибким, дружественным, интеллектуальным сервисом, помогает человеку найти необходимые информационные ресурсы, данные или знания;
  • функционирует в соответствии с запросами человека столько, сколько ему необходимо;
  • обеспечивает наличие значительного объема информации, увеличивается с возрастающей скоростью;
  • позволяет организовать практически бесплатные, удобные во времени контакты между любым количеством людей, обеспечить удобный и гибкий обмен информацией (причем в любом виде) между ними;
  • стандартизирует и интегрирует функциональность всех предыдущих, в настоящее время, так называемых, традиционных средств получения, хранения, обработки и представления необходимой человечеству информации, данных и знаний;
  • берет на себя все больше рутинных операций, связанных с операционной деятельностью человека;
  • получает все больше контроля над данными и операционной деятельностью человечества.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную систему и формирования единого информационно-образовательного пространства — одни из приоритетных направлений современной государственной политики. Главной целью в контексте создания информационного общества и образовательно-информационного пространства является обеспечение доступа к информации широкого спектра потребления; развитие и внедрение современных компьютерных технологий в системе образования, государственного управления, науке и других сферах; создание в кратчайшие сроки необходимых условий для обеспечения широкого доступа учебных заведений, научных и других учреждений к сети Интернет; развитие образовательных и учебных программ на базе компьютерных информационных технологий [3] .

Под ИКТ понимают совокупность методов и технических средств, используемых для сбора, создания, организации, хранения, обработки, передачи, представления и использования информации. Широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс порождает ряд проблем, касающихся содержания, методов, организационных форм и средств обучения, гуманитаризации образования и гуманизации учебного процесса, интеграции учебных предметов и фундаментализации знаний, подготовки и усовершенствования квалификации педагогических кадров, создание системы непрерывного образования, в частности, системы самообразования и самосовершенствования учителей, которая обеспечивала бы овладение ими основами современной информационной культуры.

Использование новых информационных технологий обучения в педагогическом вузе, кроме содействия достижению основных, запланированных целей обучения в конкретной предметной области, способствует достижению и дополнительных целей обучения — формированию у будущего учителя положительного отношения к новым информационным технологий обучения, убежденности в эффективности этих технологий обучения, практического освоения методов обучения в условиях новых информационных технологий обучения. Студенты преодолевают психологический барьер между традиционными формами, методами и средствами обучения, и обучением с применением компьютерных средств намного быстрее, чем учителя, которые уже имеют опыт работы традиционными методами.

Использование информационных технологий в образовании вносит в развитие человека разные изменения, относящиеся как к познавательным, так и в эмоционально-мотивационным процессам, они влияют на характер человека, во время этого отмечается усиление познавательной мотивации студентов (учащихся) в процессе работы с компьютером. Использование ИКТ в обучении способствует увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации студента, «формированию личности обучаемого, через развитие его способности к образованию, самообучения, самовоспитания, самоактуализации, самореализации» [4, с.154].

Таким образом, возрастание роли ИКТ во многих видах человеческой деятельности вполне естественно вызывает изменения в системе образования, направленных на переориентацию учебно-воспитательного процесса с чисто репродуктивных механизмов мышления на поощрение творческой активности студентов, развивающейся на базе надлежащего информационного обеспечения. Использование ИКТ в учебном процессе может обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и интенсивнее, и эффективнее, чем при традиционном обучении.

Список литературы

  1. Жалдак М.И. Система подготовки учителей к использованию информационной технологии в учебном процессе: Дис. в форме науч. доклада ... докт. пед. наук: 13.00.02 / АПН СССР. НИИ содержания и методов обучения. - Москва, 1989. - 48 с.
  2. Извозчикова В.А., Соколова Г.Ю., Тумачева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - № 4. - С. 42-49.
  3. Спиваковский А.В. Подготовка учителя математики к использованию компьютера в учебном процессе //А.В. Спиваковский. Компьютер в школе и семье. - 1999. - № 2. - С. 9-11.