Мониторинг соматического состояния здоровья студентов

№93-1,

педагогические науки

В статье рассмотрено и проанализировано состояние соматического здоровья студентов первого курса Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Похожие материалы

В последние годы во многих странах мира можно наблюдать ухудшение состояния здоровья среди детей, подростков и молодежи. Особенно остро стоит вопрос о состоянии здоровья студентов высших учебных заведений, что связано, во-первых, с самим процессом обучения, который является очень ответственным и напряженным этапом жизни современной молодежи, для успешной реализации которого необходимо иметь хорошее соматическое (физическое) здоровье. Во-вторых, это связано с условиями ухудшение политической, экономической и экологической ситуации в России, а также из-за нерационального питание и малоподвижный образ жизни современной молодежи.

Отдельное место занимает низкий уровень мотивации здорового образа жизни и культуры здоровья современной молодежи, что связано с неправильным родительским воспитанием, а именно, не привитием с раннего детства ребенку навыков здорового образа жизни и формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Важное значение приобретает окружения подрастающей молодежи, которое имеет значительное влияние на сознание подростка и формирования у него собственного и своеобразного «здорового» или «нездорового» мировоззрения. Вот почему ухудшения здоровья

учащейся и студенческой молодежи на сегодня является одной из актуальных проблем систем образования и здравоохранения. Надо отметить, что с каждым годом обучения возрастает опасность ухудшение общего состояния здоровья студенческой молодежи, в частности, студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ).

Известно, что оздоровительная физическая культура является неотъемлемой частью здорового существования молодежи и активно влияет на уровень её социализации в обществе. Современными задачам физического воспитания студентов, в рамках системы высшего образования, является достижение всестороннего и гармоничного развития личности, достижения высокого уровня соматического здоровья, которое необходимо для обеспечения высокого качества жизни в процессе обучения в высших учебных заведениях.

Известно, что физическое воспитание в высших учебных заведениях предусматривает решения комплекса задач, а именно:

  1. оздоровительных (формирование функциональных резервов и усиление сопротивляемости организма к воздействию различных патогенных факторов);
  2. образовательных (развитие физических качеств и формирования фонда двигательных навыков);
  3. воспитательных (развитие морально волевой сферы), укрепления и сохранения здоровья, формирования гармоничного физического развития.

Цель и задача исследования — изучить состояние соматического

здоровья студентов РГППУ различного профиля.

Методы исследования

Анализ научно-методической литературы, анкетирование индекса самооценки здоровья по В. Войтенко, экспресс-оценка соматического здоровья по Г. Апанасенко, методы математической статистики.

Анализ последних исследований и публикаций

Улучшение и повышение уровня соматического здоровья студенческой молодежи, как одна из актуальных проблем общества, привлекала внимание различных учёных. Многие из них утверждают, что современное состояние соматического здоровья студентов является очень низким. В поисках решения проблемы низкого уровня соматического здоровья студенческой молодежи различные ученые предлагают самые разнообразные пути решения этого вопрос, а именно, внедрение в физическое воспитание интегрированных авторских программ, разработанных модулей (комплексов) упражнений, нетрадиционных форм организации занятий.

Но до сих пор эта проблема остается недостаточно изученной, поскольку не найдено эффективного комплексного решения этой проблемы на национальном уровне. Таким образом, проблема здоровья студентов высших учебных заведений является важной, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Научные исследования авторов свидетельствуют о наличии определенной связи между физическими работоспособностью и здоровьем студентов. Установлено, что лица с высокими потенциальными возможностями к мышечной деятельности являются устойчивыми к очень разным неблагоприятным условиям жизнедеятельности. Научно доказано, что образ жизни человека вдвое превышает суммарную роль наследственно-биологических факторов и медицинское обслуживание, и играет важнейшую значение. Согласно определению Всемирной организации охраны здоровья, здоровье — это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических недостатков.

Характеризуя сущность понятия соматического (физического здоровья), большинство авторов понимают его как уровень физического состояния организма, в основе которого лежат физическая подготовленность, оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Организация исследования

Исследование проводилось в РГППУ осенью 2018 года. Было обследовано 120 студентов различных специальностей. В начале эксперимента было проведено анкетирование студентов, с целью определения индекса самооценки здоровья по методике опроса В.П. Войтенко (1991), в котором необходимо ответить на 28 вопросов, приведенных ниже.

  1. Беспокоит ли Вас головная боль?
  2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума?
  3. Беспокоит ли Вас боль в области сердца?
  4. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?
  5. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?
  6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?
  7. Уступают ли Вам младшие место в городском транспорте?
  8. Беспокоит ли Вас боль в суставах?
  9. Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?
  10. Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнений Вы теряете сон?
  11. Беспокоит ли Вас запор?
  12. Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?
  13. Бывают ли у Вас головокружения?
  14. Стало ли Вам в настоящее время сосредотачиваться труднее, чем в прошлые годы?
  15. Беспокоит ли Вас ослабление памяти, забывчивость?
  16. Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?
  17. Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?
  18. Держите ли Вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
  19. Бывают ли у Вас отеки на ногах?
  20. Пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?
  21. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
  22. Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?
  23. Приходилось ли Вам употреблять в лечебных целях какую-нибудь минеральную воду?
  24. Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?
  25. Вы перестали бывать на пляже?
  26. Считаете ли Вы, что стали менее работоспособны, чем прежде?
  27. В Вашей жизни исчезли периоды, когда Вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?
  28. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья (хорошее, удовлетворительное, плохое или очень плохое)?

Индекс самооценки здоровья определялся в баллах и представляет собой число неблагоприятных ответов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между жизнедеятельностью организма и субъективной самооценкой человека. Субъективное ощущение человеком своего организма может быть основой для оценки собственного здоровья студентов. Как свидетельствуют результаты нашего опроса, самооценка здоровья студентов находится на ненадлежащем уровне.

На сегодня существует значительное количество методик для оценки уровня здоровья студентов. Но одним из самых информативных и приемлемых методов практического использования является метод экспресс-оценки Г. Апанасенко [2]. Эта методика основывается на концепции оценки соматического (физического) здоровья по показателям биоэнергетики, которые могут быть выражены характеристиками двигательных способностей. Оцениваются показатели, которые имеют удовлетворительные корреляционные связи с максимальной аэробною производительностью, а именно: жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона, соответствия массы и длины тела. Преимущество этой методики заключается в том, что она дает возможность комплексно измерить антропометрические показатели, определить функциональные показатели, и провести функциональные пробы среди студентов. В процессе исследования измерялись следующие показатели: масса тела (кг), рост (см), жизненная емкость легких (мл), сила кисти (кг), частота сердечных сокращений (ударов в минуту), систолическое и диастолическое давление (мм рт. ст.), пульсовое давление (мм рт. ст.) студентов.

Показатели баллов соматического здоровья студентов были средними и ниже по средних, что подтверждало ухудшение современного состояния здоровья современной молодежи.

Выводы

По результатам нашего эксперимента установлено, что в большинстве студентов уровень соматического здоровья находится на среднем, ниже среднего или низком уровнях, что свидетельствует о необходимости улучшения уровня соматическим здоровьем студентов путем применения современных инновационных методов преподавания физкультурно-оздоровительных занятий, которые планируется разработать в дальнейшей нашей работе.

Список литературы

  1. Апанасенко Г.П. Медицинская валеология / Г.П. Апанасенко, Л.В. Попова. - М.: Здоровье, 2000. - 234 с.
  2. Канищева О.П. Мониторинг состояния здоровья студентов с разным уровнем физической подготовленности [Электронный ресурс] / А.П. Канищева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. -№ 12. - 73-76 с.