Трудности исследовательской деятельности школьников. Деловая игра «мифология исследовательской деятельности»

№8-1,

педагогические науки

Миф и исследовательская деятельность – понятия противоположные. Да и что общего может быть у сказки, вымысла и науки, эксперимента, спросите вы? Практически ничего. Но так ли это?

Похожие материалы

Миф и исследовательская деятельность – понятия противоположные. Да и что общего может быть у сказки, вымысла и науки, эксперимента, спросите вы? Практически ничего. Но так ли это?

Именно это вопрос мы и попытаемся рассмотреть в этой статье. Конечно, речь пойдет не о мифах Древней Греции, хорошо известных каждому образованному человеку, а о мифах, которые надежно и плотно засели в нашем сознании, которые, так или иначе, влияют на наше поведение.

Пытаться понять мир с помощью мифа – старое и достаточно привычное для человека занятие. Так нам проще, так нам легче оперировать какими-то понятиями. Мы сталкиваемся с явлением жизни и выстраиваем цепочку «бессознательных логических операций», которые помогают разрешить противоречия нашего сознания. И тогда мы либо объясняем все для себя, либо пугаемся. Вот от такого «испуга» и возникают своеобразные мифы-«страшилки», мифы-иллюзии, мифы-предубеждения. Они очень живучи и с ними трудно бороться.

Не избежала «мифологизации» и педагогическая деятельность, создавшая немало своих особенных мифов. Под педагогическим мифом, согласно Ю.Тюнникову и М.Мазниченко, принято понимать некое неадекватное и весьма распространенное восприятие действительности, которое существенно влияет на

Исследовательская деятельность учащихся, как любая другая педагогическая деятельность, тоже «обросла» различными мифами. Мы все с ними встречались, они очень устойчивы и распространены, поэтому успешно «отпугивают» тех, кто только задумывается приобщиться к этой работе.

Обобщив свои наблюдения в беседах и обсуждениях с педагогами, попытаемся рассмотреть самые популярные мифы об исследовательской работе школьников. Ведь страхи надо знать в лицо, чтобы им успешно противостоять. В знании, как известно, – сила.

Итак, первая группа мифов – это мифы относительно направления и темы исследования.

  • Не осталось интересных тем для исследования, все уже исследовали.

  • Исследованиями можно заниматься только по узкому кругу наук, так как не к каждой сфере деятельности можно применить исследовательский подход.

  • Очень сложно выбрать тему работы, особенно в гуманитарных направлениях.

  • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

Следующая группа мифов - мифы относительно трудностей исследовательской деятельности.

  • Исследовательская деятельность – это очень трудно, это сложный и зачастую неинтересный процесс.

  • Любое исследование требует больших материальных, ресурсных и временных затрат.

  • В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

  • Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

Еще одна многочисленная группа мифов – это мифы относительно участников исследовательской деятельности.

  • Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

  • Обычный педагог недостаточно компетентен для такой деятельности или «Исследовательская работа — удел ученых, а не учителей-практиков»

  • Исследовательской деятельностью занимается узкий круг людей, это «игра для избранных».

  • К исследовательской работе можно привлекать только одаренных, с высокими интеллектуальными способностями ребят, желательно старшеклассников.

  • «Двоечник» и «троечник» не способен вести исследовательскую работу, поскольку плохо успевает в школе.

  • Исследовательская деятельность не для начинающих педагогов.

И последняя группа мифов – мифы относительно результативности такой деятельности.

  • Трудно отследить результаты исследовательской работы для ребенка и педагога.

  • Главный результат такой работы – победа на конференции.

  • Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

  • Сложно представлять исследовательскую работу на конференциях, там зачастую «заваливают» юного исследователя.

  • Можно сделать хорошее исследование, но плохо выступить на конференции, поэтому результата не будет.

Что же делать с этими мифами и как с ними бороться, спросите вы?

Самым разумным представляется, их использовать. Во-первых, для просвещения и обучения педагогов и школьников. Во-вторых, привлечения новых «адептов» исследовательской деятельности. Использовать, как дидактическое средство, как прием работы по популяризации этой деятельности.

Итак, просвещение и обучение. Это самый эффективный способ борьбы с мифами-предрассудками. Как видим, многие предубеждения о трудностях, сложностях и пугающей наукообразности исследований - это вопрос знания и понимания структуры, методик и принципов научного исследования. И здесь мифы незаменимы как дидактическое средство – на их примере, через работу с ними можно многое объяснить, показать и раскрыть.

И здесь мифам могут противостоять своеобразные призывы к действию.

  • Сила педагога в знании методики организации исследовательской работы.

  • Исследовательскую работу надо начинать с библиотеки.

  • Исследовать не трудно, если превратить этот процесс немного в игру.

  • Хочешь достичь результата - не строй воздушных замков, спустись на землю.

Психологическая же подоплёка мифов может послужить для привлечения новых сторонников исследовательской работы. Все пугающие моменты такой деятельности можно развенчивать с помощью формулирования своеобразных антимифов. Переводя отрицательное в положительное, находя пути преодоления своих страхов, привлекая юмор для выражения своих мыслей, педагоги и ребята могут расстаться со своими страхами и сомнениями.

Такие антимифы могут быть разными.

  • Для педагога исследование – способ повышения своего профессионального уровня.

  • Докажи ученикам выгоду и практическую значимость исследовательской работы.

  • Приведи примеры людей, чей жизненный успех начался в юном возрасте с исследования.

  • Стимулируй себя!

Вот так, смеясь, преодолевая свои мифологизированные предубеждения, педагог и ребенок могут прийти к такому замечательному и, безусловно, интересному делу – исследовательской работе.

Деловая игра «Мифология исследовательской деятельности»

Цель деловой игры более полное осмысление предназначения, проблем организации и отношения и педагогов к исследовательской деятельности учащихся.

Игра состоит из двух относительно самостоятельных частей, которые могут прерываться лекцией или беседой, могут быть организованы как самостоятельное мероприятие, а также использоваться каждая сама по себе.

Часть первая. «Мифотека исследовательской деятельности»

Цель части первой: выявить существующие в сознании и педагогической практики участников семинара мифы об исследовательской деятельности.

Планируемый результат: создание подборки мифов об исследовательской деятельности, с которыми педагоги сталкиваются в своей практике..

Проведение игры: работа осуществляется в командах по 3-4 человека. Ведущий обеспечивает участников материалами и оборудованием, оказывает организационную и методическую помощь, контролирует соблюдение хронометража.

Информация о целях и смысле игры излагается ведущим в устной форме во время вводного этапа.

Слово ведущего. Миф – очень удобная для нашего сознания форма подачи информации. Человеку вообще присуще создавать и воспринимать мифы. Мы говорим с вами о педагогических мифах. Педагогическая мифология – это набор мифов, распространенных в педагогическом сообществе.

Не избежала мифологизации и исследовательская деятельность. Мы с вами постараемся выявить негативные мифы и собрать своеобразную мифотеку. Мифотека – собрание мифов.

Ведь управление педагогическими мифами повышает эффективность образовательного процесса и педагогической деятельности.

Время игры: 1 ч. 20 мин.

Оснащение игры: игровая аудитория на 5-6 рабочих мест, писчая бумага, канцелярские принадлежности, экспозиционные стенды.

Описание игры: игровые группы взаимодействуя внутри команды, обсуждают, вырабатывают общее решение и формулируют 2-3 мифа, подбирают способы иллюстрирования основных положений. Затем команды оформляют предложенные ведущим листы. Обсуждают презентацию своей работы.

Первый этап: установка на игру (10 мин.). Второй этап: работа команд участников (30 мин.). Третий этап: презентация мифов командами (20 мин.)

Подведение итогов игры: Оценка работы команд, хода игры. Подчеркивается значимость полученных результатов (20 мин.)

Часть вторая. «Антимифологемы исследовательской деятельности»

Цель второй части: обсудить существующие в сознании и педагогической практики участников семинара мифы об исследовательской деятельности, коррекция мифологического сознания педагогов.

Планируемый результат: выработка и оформление образного понимание мифов об исследовательской деятельности, создание антимифологемных способов их преодоления.

Проведение игры: работа осуществляется в командах по 5-6 человек.

Время игры: 1 час.

Оснащение игры: игровая аудитория на 5-6 рабочих мест, компьютер для оперативного набора материалов, разработанных командами, писчая бумага, канцелярские принадлежности, экспозиционные стенды.

Описание игры:

Первый этап: Слово ведущего (10 мин.).

Какие же мифы определяют отношение к исследовательской деятельности?

Оглашение мифотеки, собранной в ходе предыдущей деловой игры.

Второй этап: группам участников раздаются 2-3 мифа. Необходимо придумать образные выражения, отражающие путь преодоления негативного влияния этого мифа - антимифологем. Полученные антимифологемы оформляются участниками на отдельных листах (30 мин).

Третий этап: презентация созданных группами антимифологем (20 мин.)

Список литературы

  1. Мазниченко М.А Объект мониторинга - школьная мифотека / М.А. Мазниченко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №3.-С. 15-24.
  2. Пастухова И. Спор о любви, или Введение в школьную мифологию // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. – № 2. – С. 35-38.
  3. Тюнников Ю.С. Педагогическая мифология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Владос, 2005. – 352 с.