Особенности формирования профессиональной направленности учащихся среднего профессионального образования

№75-2,

Педагогические науки

В статье говорится об особенностях формирования профессиональной направленности учащихся среднего профессионального образования. Рассматриваются понятия направленность личности, мотивационная сфера.

Похожие материалы

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан — 2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.

Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Результатом обучения учащихся должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Из Послания Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь — 2050», чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией [1].

Для развития высокой успеваемости, обеспечения учащихся разносторонними знаниями и развития всесторонне развитой личности, мы должны обратить внимание на применении новых технологий как средства повышения профессиональной направленности учащихся колледжа.

Подготовка в условиях технического и профессионального образования будущего специалиста нового типа, обладающего способностью к синтезу знаний, стремлением к постоянному совершенствованию и обновлению знаний, непрерывному профессиональному развитию, предполагает формирование профессиональной направленности как основного свойства личности профессионала.

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие её содержательную и динамическую характеристики.

Полнота и уровень направленности несут содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности.

При определённых условиях значимым для человека могут стать связанные с профессией факторы: её творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, её общественная значимость, условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера.

Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребности, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения [2].

Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью формирования профессиональной направленности как основного свойства личности профессионала и слабой мотивированностью учащихся к овладению профессионально-важными качествами.

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад.

Под направленностью личности С.Л.Рубинштейн понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два взаимосвязанных момента: предметное содержание (содержательный момент), обозначающее определенный предмет направленности; напряжение (собственно-динамическая тенденция), определяющее источник направленности [3].

Необходимо отметить, что А.Н.Леонтьев, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие) и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, то есть увидеть иерархию мотивов [4].

С позиции Л.И. Божович направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя и более сильные мотивы [5].

Следует отметить, что структуру направленности составляют три группы мотивов: общественно-альтруистические, гуманистические, личные, деловые.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Однако, не следует напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т. п. Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда человек проявляет интерес ко всему, серьезно ничем не занимаясь.

Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В.И. Ковалеву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько потенциальные мотивы: направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания [6].

Иерархизированность мотивационной сферы — отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие — подчиненное; одни используются чаще, другие — реже.

В исследовании М.А. Добрынина профессиональная направленность рассматривается в системе взаимодействия семьи, школы, общественности. Эксперимент автора основывается на предположении, что предварительное знакомство с избираемым видом трудовой деятельности и интерес к нему является основой для высокой убежденности и ответственности перед обществом при осуществлении профессионального выбора [7].

В работе Н.К. Елаева рассматриваются условия формирования профессиональной направленности учащихся, основные мотивы и время выбора ими будущей профессии. Изучены условия возникновения и развития профессиональных интересов учащихся, факторы влияния местной среды на формирование профессиональной направленности [8].

Однако в этой работе прослеживается тенденция рассмотрения профессиональной направленности и как процесса развития интересов у учащихся к избираемым профессиям, что, конечно же, не исчерпывает всего содержания процесса формирования профессиональной направленности.

Обратить внимание следует на позицию С.С.Мартынова, который рассматривал формирование профессиональной направленности учащихся как ведущее звено процесса профессиональной ориентации.

Исследователь считает, что профессиональная направленность — одна из сторон общей направленности личности. Она имеет большую социальную и нравственную значимость, показывает особенности отношения человека к избираемой профессии, к людям, занимающимся соответствующей трудовой деятельностью, к соответствующим сферам производства.

С.С.Мартынов в дополнение к качественным характеристикам профессиональной направленности, данным К.К.Платоновым (уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность), приводит такое ее качество, как динамичность[9].

Связывая проявления динамичности в форме «борьбы мотивов», автор приходит к выводу, что победившие в «борьбе мотивов» и ставшие доминирующими в поведении учащегося при выборе профессии потребности, желания, интересы, склонности, морально-этические качества личности приводят к определенной установке, установка к решению выбрать профессию, а дальше идет процесс реализации данного решения.

Динамику развития профессиональной направленности можно представить следующим образом: на базе элементарных потребностей у человека появляются влечения, постепенно преходящие в желания. Желания вначале проявляются как эмоциональное состояние, затем это состояние, становясь все более устойчивым, превращается в мотив деятельности, возникает фиксированная установка на выбор профессии.

На базе стремлений и желаний в процессе труда, общения возникают различные интересы и склонности. На основе различных интересов и склонностей формируются мировоззрения и идеалы. Сформированные устойчивые идеалы, ставшие убеждениями, определяют направленность личности.

Проблема формирования профессиональной направленности личности в процессе обучения — одна из центральных в профессиональной психологии.

Анализ наиболее распространенных определений профессиональной направленности личности, проведенный с учетом специфики исследований различных авторов, сопоставление компонентов, определяющих содержание этого понятия, позволяет сделать некоторые обобщения и выводы:

  • профессиональная направленность — одна из общих сторон направленности личности;
  • она иллюстрирует отношение личности к тем или иным видам деятельности личности, профессиям, людям, занимающимся соответствующей трудовой деятельностью, к соответствующим средствам производства;
  • профессиональная направленность развивается вместе с развитием и составлением общей направленности личности, определяется ею. В свою очередь, характер и уровень развития профессиональной направленности влияет на качество общей направленности;
  • профессиональная направленность формируется в деятельности;
  • бесспорным компонентом профессиональной направленности является профессиональный интерес, подкрепляемый склонностью к соответствующей деятельности;
  • профессиональная направленность составляет основу профессионального самоопределения [10].

Изучение особенностей индивидуального развития личности учащихся, потребностей общества в кадрах, активное включение в сам процесс формирования, развитие потребности в определенной профессии.

Мы можем сделать вывод — раннее профессиональное развитие учащихся способствует формированию профессионального интереса на основе познавательного. С появлением установок заканчивается процесс развития профессиональной направленности.

Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процесс обучения деятельностно-смыслового единства совпадения ценностно-смыслового (формирования жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. – Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. // веб-сайтwww.strategy2050.kz
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. : Академия, 1999 – 512 с.
  4. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». - М.: Политиздат, 1975. – 352 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Владос, 1995. – 289 с.
  6. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
  7. Добрынин М.А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи. Человек и труд. – Спб.: Питер, 2010. – 175 с.
  8. Елаев Н.К. Философия и история образования. // Профессиональная подготовка преподавателей в университете. - Улан-Удэ, 1998.- 185 с.
  9. Мартынов С.С. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.
  10. Климов Е.А. Путь в профессию // Пособие для старших классов общеобразовательной школы. - Л.: Лениздат, 1995. – 167 с.