Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к инновационной деятельности

№75-2,

Педагогические науки

В статье акцентируется внимание на изменениях в системе образования, которые обусловили активизацию инновационных процессов. Проблема освоения новшеств раскрывается через неготовность педагогов к инновационной деятельности. Их профессиональное самосовершенствование в области педагогической инноватики будет возможно при создании организационно-педагогических условий.

Похожие материалы

Внимание к роли образования в России сегодня обусловило большинство инновационных процессов [10]. Недавно главными ориентирами для обеспечения качества образования были следующие положения:

  1. формирование умений, навыков и знаний, которые обеспечивают человеческую подготовленность к жизни;
  2. приспособление личности к стабильным условиям жизни в современном обществе.

Сейчас образовательная система ориентируется на такие способы и технологии влияния на человеческую личность, при которых можно соблюдать баланс между индивидуальными и социальными человеческими потребностями. Это потребности, направленные на самообразование и саморазвитие, они обеспечивают общую готовность человека к реализации личности в обществе [1].

Сама по себе существующая концепция изменений образовательной системы подразумевает введение новшеств как естественный процесс в ежедневной работе [9]. Инновационная деятельность педагога становится обязательной наравне с образовательной и воспитательной работой. Развитие в сфере образования возможно лишь при помощи освоения новаций, позволяющих решать новые задачи. Инновационные процессы обеспечивают иное качество образования [10].

Многие образовательные организации начали вводить новые элементы в собственную деятельность. Однако, согласно мнению В.И. Загвязинского, практика преобразований в данном случае натолкнулась на такую проблему, как отсутствие способности и готовности педагогов к тому, чтобы воспринимать что-то новое. Педагоги оказались не готовы понимать сущность внедрения новшеств. Еще одна проблема — педагогический состав не может эффективно действовать при освоении новых методов и идей [3].

Если учесть то, что формирование готовности педагогов к обновлениям — это одно из важных стратегических направлений в образовании [10], а также то, что сейчас имеет место быть недостаточная изученность данного феномена в педагогической и психологической литературе, можно увидеть приоритетность и актуальность исследования подобной проблемы как со стороны раскрытия сущности, так и со стороны выявления различных условий, обеспечивающих результативность данных процессов.

Постановка вопроса о способах и средствах организации инновационных процессов по формированию готовности к ним педагогов обусловила выделение саморазвития педагога в профессиональной деятельности как осознанного процесса [6]. Возникает необходимость в создании организационно-педагогических условий, позволяющих профессионально самосовершенствоваться педагогу в области педагогической инноватики.

Павлов С.Н. определяет педагогические и организационные условия в качестве совокупности различных объективных требований к воспитанию и обучению, а также к организационным формам и материальным возможностям [7].

Анализ научно-исследовательской литературы позволил выделить ряд организационно-педагогических условий для успешности нововведений [4, 5, 6, 8]:

  • стимулирование освоения педагогами теоретических и практических основ инновационной деятельности (моральное и материальное);
  • создание инновационной среды: включение педагогов в творческие группы по разработке и внедрению новшеств; презентации результатов инновационного опыта работы педагогов на педагогических советах и методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях;
  • поддерживающий стиль руководства педагогическим коллективом; повышение профессионализма педагогов на курсах повышения квалификации и стажировках;
  • проведение своевременной профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогов.

Первое условие характеризуется как внешняя мера поддержки развития инновационной деятельности педагога (по А.Н. Силину) и преодоления сопротивления (А.И. Пригожин, П.И. Третьяков, Ю.А. Карпова, М.М. Поташник) [8].

Второе условие Н.И. Николаева определяет как детерминирующее микро- и макро- условие для творческого развития личности. И.В. Пахно отмечает это условие как средство двухкомпонентной готовности к инновационной деятельности через поведенчески-мотивационный аспект.

Инновационная среда может оказывать положительное влияние на профессиональный и личностный рост субъекта инноваций только через специальную ее организацию [3]. Поддерживающий стиль управления (привлечение педагогических работников к принятию решений, открытые обсуждения, профессиональное сотрудничество) побуждает педагогов к достижению целей организации.

Повышение профессионализма педагогов (Г.В. Лаврентьев и Н.Б. Лаврентьева) считается одной из главных задач в инновационной подготовке педагогов, которая решается привлечением внешних ресурсов (курсы переподготовки, повышения квалификации, стажировка) и внутренних ресурсов (например, групповое обучение по программе) [6].

Так как одним из факторов сопротивления педагогов к любым нововведениям может являться профессиональное выгорание (В.В. Бойко) [2], выполнение последнего условия помогает уменьшить количество педагогов-противников инновационных изменений.

Указанный список организационно-педагогических условий не исчерпывает всех возможных условий, но определяет основные из них.

Список литературы

  1. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов, 2005. 188 с.
  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999. 105 с.
  3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень, 1990. 184 с.
  4. Каратаева Н.Г. Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. № 3–2. С. 149–153.
  5. Курилова Л.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ярославль. 2003. 264 с.
  6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2002. 185 с.
  7. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
  8. Силин А.Н. Социальный менеджмент: учеб. пособие. М.: Университетская книга, 2009. 176 с.
  9. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  10. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М.: ОРГСЕРВИС-2000, 2005. 125 с.