Актуальные проблемы физического воспитания студентов

№78-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены основные проблемы физического воспитания студентов, предложены мероприятия по их решению. Особое внимание уделяется вопросам повышения интереса студентов к спорту, престижности преподавателей по физической культуре.

Похожие материалы

В настоящее время я воздействию множества негативных факторов окружающей среды. В их число входят экологические, социальные, психологические компоненты. Все это в той или иной степени влияет на развитие и самочувствие человека. Данные статистики свидетельствуют о росте заболеваемости такими опасными болезнями как рак, инфаркт, инсульт, особенно среди молодого населения планеты. Медики всерьез говорят о том, что многие заболевания «помолодели», Так, если еще 20 лет назад инсульт поражал в основном людей после 60 лет, сейчас от этого заболевания, все чаще страдают люди в 30 лет. Причиной такой ситуации является неправильный образ жизни, низкая физическая активность, вредные привычки. Именно поэтому, особенно важной становится задача физического воспитания современной молодежи, обеспечению их занятости в различных видах спорта (Бажин, А.В. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов, 2017. С. 18-21).

Данные по динамики заболеваемости населения России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика заболеваний населения России в 2012 -2016 гг., ед.

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Абс. откл. 2016-2012

Темп роста, % 2016/

2012

Все болезни, в т.ч.

113688

114721

114989

113927

115187

1499

101,3

новообразования

1656

1629

1693

1672

1668,1

12

100,7

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

675

668

688

692

688

13

101,9

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

1519

1527

1636

1953

2038

519

134,2

болезни нервной системы

2330

2364

2370

2257

2231

-99

95,8

Информация, указанная в таблице, представлена согласно данным государственной службы статистики. Анализ позволяет определить рост заболеваемости среди всех групп населения к 2016 году на 1,3 пп., наибольший рост показывает заболеваемость болезней эндокринной системы на 34,2 пп.

Таблица 2. Динамика показателей физической активности населения 2005-2016 гг.

Показатель

2005

2010

2013

2014

2015

2016

Число спортивных сооружений,

221508

247955

265942

276652

281842

290947

Численность, занимающихся в спортивных секциях, клубах

17510,3

26257

35314,9

39071,4

43464,4

46701,3

Число спортивных заведений, приспособленных для занятий инвалидов

н.д.

н.д.

53469

59297

52621

60708

Статистические данные свидетельствуют о росте численности населения, занимающихся в спортивных клубах и других заведениях, так в 2016 г. по сравнению с 2005 г. рост составил 31,3 пп., выросли также показатели общего числа спортивных сооружений, приспособленных для занятий спортом на 166 пп., в т.ч. для занятий инвалидов на 13,6 пп. Это свидетельствует о росте интереса населения России к здоровому образу жизни и спорту в целом.

Официальные данные по возрастным группам населения в отношении их спортивной деятельности отсутствуют, однако следует отметить такую проблему как физическое воспитание студентов. В настоящее время в университетах уделяется недостаточное внимание данному аспекту развития молодежи — наблюдается уменьшение часов, отведенных на физкультуру, как учебную дисциплину. Среди студентов младших курсов, только начинающих самостоятельную жизнь, наблюдается снижение престижности здорового образа жизни, регулярных занятий спортом. Поскольку на первый план выходят другие социально значимые аспекты — совместные студенческие вечерние или ночные мероприятия, работа или подработка в свободное от учебы время. Кроме того, посещать частные спортивные клубы студенты зачастую не имеют возможности, поскольку, они предназначены, преимущественно, для определенной категории людей с финансовым достатком.

Не менее важной считается проблема отсутствия необходимых специалистов по физической культуры, тренеров в высших учебных заведениях. Это обусловлено низкой престижностью профессии, невысокой оплатой труда. Чаще можно встретить ситуацию, когда квалифицированные кадры, выбирая между работой в вузе в качестве педагога по физической культуре, делают выбор в сторону частных спортивных клубов, где более достойный уровень заработной платы. В результате наблюдается сокращение учебных часов физической культуры в вузах, а это приводит к снижению физической подготовки современной молодежи (Канагатов Н.Т. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов, 2014. С. 60-63).

Следующей проблемой физического воспитания студентов является старение высококвалифицированных специалистов по физической культуре в вузах, а также низкое финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса.

Таким образом, рассмотренные проблемы, а именно: низкая заинтересованность студентов, отсутствие требующихся специалистов, сокращающееся количество часов по физподготовке, низкая престижность профессии, отсутствие финансовых и материально-технических возможностей для физического воспитания студентов позволяют определить ряд мер, для улучшения сложившейся ситуации.

Во-первых, для повышения значимости спорта и физической культуры среди студентов следует провести ряд мер по их популяризации с помощью средств массовой информации, посредством проведения студенческих спортивных мероприятий, соревнований и т.д. Во-вторых, для повышения престижности профессии преподавателя физической культуры, повысить размер их заработной платы, обеспечить трудоустройство выпускников факультетов по физической культуре в различных вузах. В-третьих, для увеличения часов на физическую подготовку студентов, следует пересмотреть существующие учебные программы и разработать оптимальные с учетом более высокой физической занятости учащихся вузов. В-четвертых, с целью увеличения финансирования процесса физического воспитания студентов, разработать ряд программ финансовой и материально-технической поддержки вузов, направленных на обеспечение условий занятий спортом и физической культурой.

Предложенные меры позволят активизировать спортивно-массовую работу студентов во внеучебное время, увеличить их двигательную активность, обеспечат профилактику гиподинамических состояний, повысить уровень работоспособности и укрепления здоровья в целом. Кроме того, повышение физической активности студентов будет способствовать удовлетворению их социальных потребностей в самореализации и самоактуализации. Следует организовать в вузах различные виды физкультурно-спортивной деятельности для предоставления выбора учащимся в соответствии с их способностями и желаниями. Это окажет влияние на формирование заинтересованного осознанного отношения к занятиям по физической культуре у студентов.

Список литературы

  1. Канагатов Н.Т. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов / Н.Т. Канагатов, Л.А. Сирока // Образование: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 60-63.
  2. Бажин, А.В. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов / А.В. Бажин, Е.О. Дрягина // современное образоваие: плюсы, минусы и перспективы: материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 18-21.
  3. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/