Акцентуация характера является индивидуальной особенностью человека, поэтому акцентуированная личность становится объектом, прежде всего индивидуальной профилактической работы [1, 2, 3, 9, 10, 11, 12]. В то же время при успешной коррекции акцентуаций и их неблагоприятных проявлений создаются предпосылки и для применения мер в отношении социальных групп, в которых общаются названные лица, и для проведения массовой разъяснительной, просветительной работы вообще среди несовершеннолетних и их воспитателей [4, 5, 6, 7, 8].
Совокупность задач, возникающих при профилактической работе с акцентуантами, распадается на две большие группы: получение информации, необходимой для организации профилактической работы, и осуществляемое на этой основе профилактическое воздействие [13, 14, 15, 16, 21, 28, 29].
Под информацией в сфере профилактики преступлений обычно понимается совокупность знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы система профилактики была в состоянии обеспечить недопущение уголовно наказуемых действий путем проведения общесоциальных мероприятий и осуществления индивидуального воздействия [17, 18, 22, 23, 24, 31]. Под информационным обеспечением профилактики преступлений мы будем понимать целенаправленную деятельность по сбору, переработке, хранению и созданию условий использования информации, необходимой для эффективного функционирования профилактической системы [19, 20, 25, 26, 27, 30].
Субъекты профилактики правонарушений для успешного осуществления своих задач в отношении несовершеннолетних акцентуантов должны располагать информацией: о наличии акцентуации, ее типе, негативных проявлениях и конкретных жизненных ситуациях, наличии у акцентуанта других личностных особенностей, усиливающих риск его криминального поведения. Без указанных сведений оказывается невозможным подбор соответствующих средств профилактического воздействия для каждого конкретного случая.
Имеющиеся законы и иные нормативные акты лишь в самом общем виде предписывают изучение личности и поведения подростков, в отношении которых осуществляется профилактика преступлений. Имеющиеся же методические материалы (указания, рекомендации), как правило, вообще не упоминают о наличии акцентуаций у правонарушителей и их роли в антиобщественном поведении. Более того, даже не ставится задача сбора и анализа информации о подобных отклонениях характера. Поэтому, действуя в соответствии с существующими нормативными и методическими документами, вышеуказанные учреждения приступают к процессу коррекции нарушений в поведении акцентуанта, ничего не зная о его личностных особенностях, порожденных названными отклонениями.
Рассмотрим некоторые последствия этого незнания.
1. Запаздывание и неполнота изучения личности несовершеннолетнего. Сам факт наличия неблагоприятных черт характера раскрывается перед воспитателем постепенно, в результате многочисленных сбоев и неудач воспитательного процесса.
Отсутствие же диагностической работы в указанном направлении и привело к тому, что получение той же информации потребовало нескольких месяцев усиленных наблюдений со стороны педагога. Характерологические особенности подростка были познаны, но непрофессиональным путем, а поэтому с большим опозданием и дорогой ценой.
Следует указать, что хорошо опознаваемые портреты акцентуантов содержатся в работах ряда авторов, описывающих свой опыт практической работы с трудными подростками. Сетования этих авторов на сложности характера воспитуемых и срывы в их поведении порождены именно незнанием того, что существуют акцентуации характера.
2. Ошибки в интерпретации поведения несовершеннолетнего. Правильное установление причин какого-либо нарушения дает возможность избрать верные меры исправления. Это полностью относится к случаям, когда источником тех или иных нарушений оказывается акцентуация характера. Не установление ее ведет к применению неадекватных средств воздействия, порожденная же неадекватностью воспитательная неудача нередко интерпретируется как признак только трудновоспитуемости подростка. Последнее становится стимулом для необоснованного, а порой и просто вредного наращивания строгости применяемых к нему санкций, что приводит к новым нарушениям со стороны подростка и к его ожесточению. Создается замкнутый круг.
Другие последствия отсутствия психодиагностической работы по выявлению и изучению акцентуаций — это ошибки прогноза в отношении несовершеннолетнего, в том числе неожиданность для воспитателей нарушений им поведения, и, как только что отмечено, принятие к нему неправильных мер.
Все это указывает на необходимость в борьбе с преступностью несовершеннолетних организовать массовое выявление и изучение акцентуаций характера у подростков, которые совершили или, по имеющимся обоснованным данным, могут совершить преступления. Выявление акцентуаций характера должно стать непременной частью обследования несовершеннолетних, личность которых изучается при постановке на учет инспекцией по делам несовершеннолетних, при поступлении в специальное воспитательное учреждение или воспитательную колонию, перед обсуждением подростка комиссией по делам несовершеннолетних, при осуществлении педагогического и психологического консультирования подростка и его родителей и в других значимых случаях.
Наличие акцентуаций характера должно учитываться уже при назначении уголовного наказания. Назначение уголовного наказания — один из ключевых моментов деятельности по предупреждению преступлений, несовершеннолетних в том числе. Оно связано, во-первых, с тем; что преступление все же совершено, что означает, прежде всего, неудачу всех профилактических усилий в отношении конкретного подростка, либо же свидетельствует попросту об отсутствии таких усилий. Подобный итог ставит субъектов профилактики перед необходимостью выявления точных причин своей неэффективности, переосмысления содержания профилактической деятельности, поиска новых путей и средств.
Во-вторых, после установления вины и признания несовершеннолетнего преступником сильно расширяется предусмотренный законом набор средств, которые могут быть применены для его исправления. В частности, становятся правомерными многие средства принуждения, в том числе связанные с лишением свободы. Вследствие этого в ходе назначения наказания должны быть решены принципиальные задачи дальнейшей профилактической деятельности. От принятого в этот момент решения зависит, какой конкретно совокупностью средств будет осуществляться исправление. Так, одни средства будут применяться, если назначено наказание, связанное с лишением свободы, другие — если суд изберет иную меру.
Одна из важнейших предпосылок эффективности исполнения уголовного наказания — это всемерный учет личности несовершеннолетнего еще в стадии расследования и судебного разбирательства, потом во время постановления приговора. В последующем от того, насколько активно и в нужном направлении будет осуществляться воздействие наказания на психологическую сферу осужденного, во многом зависит исправление данного человека и успех в борьбе с преступностью в целом. Однако добиться этого можно только при условии, когда изучены и приняты во внимание все индивидуальные особенности лица.
Учет личностных особенностей несовершеннолетнего осуществляется в ходе индивидуализации уголовного наказания судом при установлении его ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих его вину, и решении других важных вопросов.
Как было показано выше, акцентуация выступает в качестве фактора, который в сочетании с другими моментами и во взаимодействии с особенностями конкретной ситуации создает дополнительные трудности на пути правомерного поведения индивида. Это особенно важно учитывать при рассмотрении преступлений, совершенных в обстоятельствах, в той или иной мере затрудняющих воздержание от преступных действий.
Одно из таких обстоятельств — сильное душевное волнение, вызванное неправильными действиями потерпевшего. Побои, издевательства, истязания, телесные повреждения, нанесенные потерпевшим подростку или близким ему людям, посягательства на иные блага, важные и ценные для него, осуществляемые путем неправомерных действий, могут вызывать сильнейшую эмоциональную реакцию. Особенности же ряда акцентуаций могут еще более увеличить субъективную тяжесть психической травмы и силу этих реакций. Так, агрессивные действия потерпевшего очень часто представляют собой источник трудностей самоконтроля для любого юноши. Однако особенно велика эта трудность для индивида с инертно-импульсивной акцентуацией характера. Точно так же унижение тяжело переносимо любым несовершеннолетним, однако его травматичность оказывается особенно велика в случае демонстративной акцентуации.
Другое обстоятельство, дополнительно затрудняющее правомерное поведение, — это угроза или другие формы принуждения по отношению к несовершеннолетнему, находящемуся в состоянии материальной, служебной или иной зависимости. Подросток вообще легче взрослого может оказываться в состоянии зависимости и вследствие этого стать жертвой принуждения. Субъективная тяжесть принуждения резко нарастает при наличии акцентуаций, повышающих чувствительность к нему. Причины тому — повышенная боязливость (сенситивная акцентуация), недостаточная способность к волевому усилию (неустойчивая акцентуация), утомляемость (астено-невротическая, циклоидная акцентуация).
Осложнение правомерного поведения возникает и вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств. Субъективная их трудность оказывается особенно велика при астено-невротической, сенситивной, лабильной и других акцентуациях, носители которых плохо переносят нервно-психическое напряжение и легче травмируются им.
Во всех указанных случаях акцентуации выступают в качестве момента, субъективно осложняющего правомерное поведение. Учет этого момента судом должен идти в двух направлениях. Это, во-первых, смягчение наказания, приближение к нижней, предусмотренной законом границе. Во-вторых, коррекция грани, от которой угроза, неправомерные действия потерпевшего, стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств могут выступать в качестве смягчающих вину обстоятельств. Угроза, например, не являющаяся серьезной с точки зрения «обычного» несовершеннолетнего, может восприниматься как весьма опасная сенситивным акцентуантом. В соответствии с этим такая угроза не должна быть признана смягчающим вину обстоятельством в первом случае, и должна быть — во втором.
Поэтому при судебном рассмотрении преступлений, совершенных подростками, необходимо устанавливать тип акцентуаций каждый раз, когда по отношению к ним имели место физическое или психическое принуждение, неправомерные действия потерпевших, стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств. Выявление акцентуаций может осуществляться путем назначения в этих случаях судебно-психологической экспертизы.
Необходимость выявления и учета акцентуаций характера возникает не только при назначении наказания, но и на других этапах уголовного процесса. В ходе предварительного следствия личностные особенности несовершеннолетних отдельными типами акцентуаций могут осложнять установление психологического контакта, вести к искаженному пониманию несовершеннолетним своего положения. Беззаботность гипертимного акцентуанта, тяга к красивой позе — демонстративного, робость — сенситивного, неспособность к волевому усилию — неустойчивого, недоверчивость — инертно-импульсивного — все эти черты способны выступать в качестве моментов, определяющих неправильное отношение подозреваемого (обвиняемого) к следствию, неполное использование им своего права на защиту и в результате неполное раскрытие, расследование преступления. В ходе расследования учет особенностей акцентуации оказывается необходим также при выявлении мотивов и целей преступления, определении отношения подростка к содеянному, наличии правильного понимания его поведения в ходе суда и следствия, мотивов действий, направленных на предотвращение вредных последствий совершенного преступления или добровольное возмещение нанесенного ущерба, признания или непризнания вины. Важную роль учета особенностей акцентуации может играть при разработке тактики допроса, выборе меры пресечения, проведении очных ставок и других следственных действий. Так, при избрании меры пре сечения в отношении неустойчивого акцентуанта следует, наряду с другими обстоятельствами, учитывать характерное для него неумение в полной мере учитывать более отдаленные последствия своих действий, в частности нарушения подписки невыезде.
Таким образом, несовершеннолетний акцентуант, совершивший преступление, как правило, оказывается объектом интенсивной и многосторонней профилактической деятельности. Важную часть этой деятельности составляет нравственное, эстетическое, правовое, физическое, патриотическое воспитание. Оно осуществляется широким кругом лиц, начиная от родителей, инспекций по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекций и кончая администрацией исправительных учреждений.