Психологическая коррекция личности несовершеннолетних правонарушителей

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны меры профилактики преступного поведения несовершеннолетних осужденных. Исследованы осужденные с различными акцентуациями характера.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ОСУЖДЕННЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Текст научной работы

Комплексная программа психологической коррекции личности подростков-делинквентов может быть составлена с учетом следующих основных факторов:

  • личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних обвиняемых в совершении насильственных и корыстных преступлений, выявленных в процессе исходного психодиагностического обследования;
  • значимости личностных проблем в целостной картине возрастного развития и поведения;
  • влияния социально-психологических факторов в самом СИЗО на личность подростка воспитателей [1, 2, 21, 22, 23, 24].

Комплексное воздействие на подростков-делинквентов должно сопровождаться консультативно-тренинговой работой психолога с воспитателями отделений СИЗО по повышению уровня коммуникативной компетентности и формированию соответствующих установок на содержательное сотрудничество в процессе психологической коррекции личности подростков-делинквентов [3, 4, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31]. При этом сотрудники СИЗО должны быть нацелены:

  • на формирование умения анализировать свои социально-перцептивные установки и коррекцию собственной профессиональной позиции в общении с подростками-делинквентами;
  • выработку тактик конструктивного общения с подростками-делинквентами с учетом их личностных особенностей (акцентуаций характера, неадекватной Я-концепции), побуждающих к агрессивному поведению;
  • овладение психотехниками эффективного взаимодействия с коллегами, подростками-делинквентами и их родителями.

Стратегия построения конструктивного общения с осужденными подростками определенного типа характера предполагает развитие профессиональных способностей и умений:

  • понимать и принимать глубинные переживания подростка, определяемые его базовой типологической мотивацией (особого смысла некоторых его выборов и поступков; конкретных способов достижения целей), а также психическим состоянием в определенных ситуациях;
  • проявлять уважение к личности осужденного, основанное на профессиональном оптимизме (психолог должен быть убежден, что несовершеннолетний может измениться к лучшему);
  • в разных ситуациях общения вести себя, не снижая самоценности ни своей, ни подростка; уметь оказывать педагогическую помощь только в том случае, когда подросток нуждается в этом, не оказывать психологического давления.

Тактика построения конструктивного общения с несовершеннолетними включает в себя применение системы психотехнических навыков и умений межличностной коммуникации, обеспечивающих реализацию указанной стратегии в общении с подростками определенного типа с учетом особенностей их личности [5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20].

Стратегии психокоррекционного воздействия на несовершеннолетних-делинквентов определяются принципами единства диагностики и коррекции, нормативности развития, системности развития психической деятельности личности [7, 8, 9, 10].

Деятельность психолога по осуществлению исправительной психокоррекции в условиях лишения свободы базируется на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдения прав и законных интересов человека, а также профессиональной компетенции в применении психологических методов изучения личности и воздействия на ее поведение.

Рассмотрим аутотренинг как средство психокоррекции поведения и развития личности несовершеннолетних обвиняемых в совершении насильственных и корыстных преступлений.

По утверждению специалистов, занимающихся аутотренингом в других областях знаний, уже сам по себе он способен решать довольно широкий круг задач, имеющих отношение к самокоррекции. Так, в частности, ими отмечено, что аутогенная тренировка стимулирует образное мышление за счет мыслительной речи, порождая эффект "соучастия", предельно активизирует всю психическую деятельность человека. Аутотренинг способен снимать напряжение, повышать работоспособность, тренировать взаимодействие процессов возбуждения и торможения, укрепляя тем самым волю. Это свидетельствует о том, что уже сама по себе аутогенная тренировка без целевого специального воздействия дает положительный психогигиенический эффект, поскольку дисциплинирует эмоции, снимает утомление, ликвидирует состояние тревоги и депрессии.

Целью аутогенной тренировки является восстановление работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.

Методы аутогенной тренировки универсальны, они позволяют человеку индивидуально подобрать адекватную реакцию для воздействия на свой организм, когда необходимо устранить возникающие проблемы, связанные с тем или иным неблагоприятным физическим или психологическим состоянием.

Самым главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность человека без посторонней помощи решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. Кроме того, аутогенная тренировка позволяет людям, овладевшим основными ее приемами следующее:

  • быстро избавляться от усталости; быстрее, чем во время обычного – сна или пассивного отдыха;
  • снимать психическое напряжение, возникающее в результате стресса;
  • оказывать влияние на ряд физиологических функций, таких, как частота дыхания, частота сердечных сокращений, снабжение кровью отдельных частей тела;
  • развивать имеющиеся психологические способности (мышление, память, внимание и др.);
  • эффективнее мобилизовать свои физические возможности при занятиях спортом, легко справляться с физической болью;
  • освоить приемы самовнушения и самовоспитания.

Эффективность аутогенной тренировки в значительной степени определяется тем, что особое психофизиологическое состояние, сопровождающие аутогенное погружение, позволяет организму человека запустить механизмы саморегуляции и восстановления работы нарушенных функций. Это касается как нарушений в работе отдельных систем организма, так и нарушений в сфере психики.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.
  3. Воронин Р.М. Психологические особенности ВИЧ-инфицированных осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). С. 68-75.
  4. Воронин Р.М., Датий А.В., Юсуфов Р.Ш. Уголовно-исполнительная характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 79-80.
  5. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.
  6. Датий А.В. Методологические проблемы оценки эффективности первичной профилактики заболеваний у осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  7. Датий А.В. Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  8. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.
  9. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  10. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  11. Датий А.В., Кармовский В.В., Макаревич З.Б. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 1. С. 43-45.
  12. Датий А.В., Ковачев О.В. Криминологические и психологические особенности ВИЧ-инфицированных осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 126-130.
  13. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.
  14. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института. 2014. № 3 (14). С. 11-15.
  15. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
  16. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  17. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  18. Датий А.В., Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.
  19. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 35-45.
  20. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.
  21. Дьяченко А.П., Датий А.В., Митропольская К.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 71-74.
  22. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24-37.
  23. Ковачев О.В. Психодинамический коллапс алекситимии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 119-124.
  24. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  25. Лисник Ю.С., Полянин Н.А. Психологические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  26. Мачкасов А.И. Во главе большого коллектива (о руководителях вуза с 1971-2014 гг.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 11. С. 8-13.
  27. Полянин Н.А., Марков А.Ю. Некоторые особенности личности осужденного-иностранца // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 51-57.
  28. Рахмаев Э.С. Повышение эффективности применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 47-50.
  29. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
  30. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  31. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.

Цитировать

Майоров, О.А. Психологическая коррекция личности несовершеннолетних правонарушителей / О.А. Майоров, Н.А. Полянин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2961 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться