Одной из основных проблем субкультуры осужденных является то, что она культивирует антисоциальную направленность отношений личности [6, 7, 8, 9, 16, 17, 18, 19, 20, 31, 32, 33, 34].
Как показывает практика, попытки запретить подобные отношения к успеху не приводят. Жизнь невозможно запретить или ограничить. Тогда активность и общение проявляются в извращенных формах, о чем свидетельствуют факты мужеложства среди осужденных, «двойная мораль», стратификация. В то же время более внимательный взгляд на субкультуру осужденных приводит к выводу, что в ее основе лежат естественные механизмы поддержания человеческих отношений в виде социально-психологических явлений, сопровождающих процесс общения. Так, любая традиция, обычай, групповое мнение или настроение, мода, группирование осужденных вызваны естественным ходом человеческой жизни. Нельзя считать все традиции осужденных негативными и искоренять их, например, пользоваться предметами, упавшими на пол, оправляться во время приема пищи другими осужденными, поддерживать чистоту, в данном случае они выполняют гигиенические функции [1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 35].
Многие традиции просто подменяют официальные мероприятия, которые проводятся в исправительном учреждении не на должном уровне. Например, «прописка» подменяет позитивную адаптацию осужденных, мероприятия в карантине; «проводы на свободу» – в некоторых учреждениях их проводили официально; «распределение по спальным местам» подменяет организационные мероприятия, которые обязаны выполнять сотрудники. Даже такая традиция, как «коронование вора в законе», имеет под собой естественную основу – повышение лидерского статуса определенных осужденных. Этот статус может быть существенно снижен в глазах других осужденных: во-первых, если лидируют в неофициальном общении сотрудники (а не «паханы»), во-вторых, если сотрудники принципиально признают и поддерживают в качестве лидеров тех осужденных, которые обладают гуманистической направленностью личности.
Дисциплинированность, трудолюбие, профессионализм, эрудиция и мировоззрение, умение проявить истинно доброе и заботливое отношение к людям, нравственность – это критерии, на которые необходимо ориентироваться сотруднику, признавая лидерство отдельных осужденных. Несмотря на тривиальность данного утверждения, на практике некоторые сотрудники воспринимают влияние таких осужденных как вызов, профессиональное соперничество, вместо того, чтобы вовлекать их в психолого-педагогический процесс и наделять некоторыми полномочиями.
При актуализации гуманистических отношений среди осужденных важную роль играют групповые мнения и настроения, которые тесно связаны между собой [21, 22, 23, 24, 25, 26, 36].
Если мнение есть содержание, то настроение - форма проявления отношений осужденных. Настроение, представляя собой наиболее динамичное социально-психологическое явление, способно довольно быстро изменить мотивацию поведения человека. Поэтому поддержание позитивного ровного тона в отношениях с осужденными и между ними способствует проявлению гуманистических отношений.
Групповое мнение называют еще «групповым разумом» или «групповым сознанием», которое руководит поведением осужденных, их отношениями, основанными на оценке происходящих в ИУ событий, явлений. Изучить групповое мнение осужденных позволяют так называемые «ящики вопросов и ответов», анкетные опросы по тем или иным фактам, работа с жалобами осужденных. Формированию группового мнения осужденных способствуют прием по личным вопросам, индивидуальные и групповые беседы, общие собрания, лекции, вечера вопросов и ответов и т.д.
При анализе формирования групп осужденных необходимо помнить, что любая группа создается для реализации потребностей в определенной сфере жизни (досуг спорт, быт, подготовка к освобождению). Возможность предоставить администрацией ИУ условий для удовлетворения тех или иных потребностей часто приводит к тому, что «ведущими» группы становятся в большей степени сотрудники, а лидеры из числа осужденных переходят на второй план или вовсе теряют влияние на группу.
В целом работа с социально-психологическими явлениями имеет три основных направления: профилактика (известны случаи из практики, когда легче было расформировать исправительное учреждение, чем «наводить в нем порядки по-новому», изменяя сложившуюся систему отношений); перевод явления в позитивный вид; пресечение (проявления некоторых субкультурных отношений сопровождаются притеснениями осужденных, поборами, нанесением телесных повреждений, которые влекут за собой административные или уголовно-правовые санкции).
Важным моментом является адаптация вновь прибывших осужденных в условиях исправительного учреждения. Необходимо помнить, что адаптация может быть различных видов: негативная по форме положительная по содержанию - если осужденный сопротивляется давлению отрицательной части осужденных и нарушает установленный порядок отбывания наказания. Позитивная по форме, но отрицательная по содержанию - в этом случае осужденный, не проявляя признаков дезадаптации, не испытывая дискомфорта, легко «прописывается» в группах осужденных с отрицательной направленностью. Наконец, адаптация может быть отрицательной по форме и содержанию – неспособность и нежелание осужденных адаптироваться к условиям ИУ. Положительная по форме и содержанию - если осужденные соблюдают правовые нормы и требования администрации ИУ, пытаются установить гуманистические отношения с окружающими. Это – идеальный стандарт адаптации, актуализирующий собственно гуманистическую направленность личности [27, 28, 29, 30].