Изучение личности осужденных в карантине

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны некоторые аспекты изучения личности осужденных в карантине. Исследованы данные о связях этой категории осужденных.

Ключевые слова

ОСУЖДЕННЫЙ, КАРАНТИН, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, КОЛОНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, ПСИХОЛОГ

Текст научной работы

Изучение личности осужденных – обязательное условие оказания успешного психолого-педагогического влияния, необходимого для профилактики противоправного поведения, оптимального выбора путей позитивного изменения личности осужденного в условиях исправительного учреждения. Причем задача психологов заключается не в констатации фактов, а именно в выработке мер воздействия с целью помочь осужденным успешно адаптироваться в новых для них условиях [1, 2, 3, 14, 15, 16]. Период адаптации является важным и трудным периодом отбытия наказания, во время которого формируется мотивировка и выбирается стереотип поведения [5, 6, 10, 17, 18].

Предварительная диагностика начинается уже с первой встречи психолога с осужденным в карантине, в процессе которой высвечиваются его доминирующие проблемы и значимые индивидуальные черты. Однако полученная информация, базирующаяся на сведениях из личного дела, визуальной диагностики, интуиции и демонстрации негативных форм поведения некоторой частью осужденных, может быть не полной и ошибочной [4, 7, 8, 12, 13, 19].

При всем многообразии тестовых и проективных методик приоритетное место в процедуре обследования в карантине принадлежит психологической беседе, как единственному методу, с помощью которого можно получить данные о проявлениях психической жизни человека [9, 11, 20, 21, 22, 23, 24]. Следует помнить, что осужденные, впервые попавшие в места лишения свободы, весьма настороженно относятся к процедуре диагностического обследования, зачастую отказываются принимать участие в тестировании, считая, что это способно навредить им. Поэтому от того, какое первое впечатление сложится у них от встречи с психологом, будет во многом зависеть исход обследования и последующего контакта. В связи с этим желательно, чтобы на первую встречу с осужденными, находящимися в карантине, психолог пришел в одежде гражданского образца. Присутствие же посторонних лиц в помещении во время собеседования может спровоцировать обстановку беспокойства, тревоги и недоверчивости.

Беседа должна носить характер простого непринужденного разговора, в спокойном тоне. Такт и сдержанность со стороны психолога – обязательные условия проведения беседы, даже при наличии негативных и циничных эмоциональных проявлений со стороны осужденных, порождаемых условиями ограничения свободы и прошлым социальным опытом общения.

Доверительная, откровенная беседа может состояться от умения психолога использовать коммуникативные приемы для установления психологического контакта. Естественное поведение, умение внимательно слушать, проявление истинного интереса к делам и установкам осужденного, спокойный тон простого, непринужденного разговора, начатого с любого бытового, жизненного, литературного вопроса будет иметь успех и продолжение. При этом не стоит подчеркивать разницу в социальном статусе и должностном положении между психологом и осужденным.

Первое собеседование в карантине лучше провести в форме смешанного интервью, которое дает более широкие возможности для получения общего представления о человеке.

Психологической беседе в карантине обязательно предшествует подготовительный период, включающий в себя: изучение материалов личного дела осужденного; составление плана беседы; тщательного продумывания вопросов.

Анализ личного дела позволяет представить общую картину жизни осужденного, выявить неблагоприятные условия. Опираясь на это знание, психолог готовит вопросы для уяснения противоречивых данных. Форма «допроса» или «вопросы-ловушки» не будут иметь успеха. Очень важно, чтобы осужденный почувствовал, что психолог хорошо разбирается в обсуждаемом вопросе. Поэтому при изучении материалов личного дела осужденного необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • Образовательный уровень: сколько лет осужденный учился в школе, какое образование получил?
  • Трудовая деятельность: где и кем работал, как характеризовался на работе; как относился к коллективу, в котором работал?
  • Мотивы криминального поведения.
  • Преобладающие черты характера.
  • Отношение к алкоголю и наркотикам.
  • Имело ли место антисоциальное и криминальное поведение до ареста?

Анализ этих данных позволяет создать картину формирования личности. В то же время высвечивается значительное количество моментов, требующих уточнения и проверки. Для правильной организации беседы целесообразно установить психологический контакт с осужденным путем проявления особого интереса и внимания к его склонностям и профессиональной деятельности, не связанной с криминальным прошлым. Начав разговор о профессии или семье, следует перейти к обсуждению нравственно-эстетических вопросов. Это дает возможность для более глубокого изучения личности осужденного. Однако следует помнить, что такой контакт не гарантирует получение достоверной информации об его жизненном пути.

Иногда доверительный, доброжелательный тон начала беседы вдруг нарушается и осужденный замыкается в себе или, напротив, старается переключиться на другую тему. Поэтому, чтобы не отклониться от цели беседы, основная ее часть должна планироваться по смысловым блокам. При этом беседа не должна строиться по шаблону или подчиняться какому-либо стандарту. Содержание каждого раздела должно зависеть от индивидуально-психологических особенностей осужденного и данных о нем.

Примерный план смысловых блоков:

  • условия воспитания и образования: родительский дом, количество детей в семье, профессия отца и матери, интересы в школе и дома, успехи взаимоотношения с родителями, товарищами и учителями;
  • профессиональное обучение: какой профессией овладел, о какой мечтал, учеба в ПУ, колледже или техникуме, Вузе;
  • семья: взаимоотношения с родителями, женой, детьми, переписка, планируемая помощь семье, забота о воспитании детей;
  • первая судимость: когда, за что;
  • последующие судимости: когда, за что.

В беседе каждый последующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создавалась в результате ответа на предыдущий вопрос.

Вопросы должны быть точными и понятными, построенными с учетом индивидуально-психологических и интеллектуальных возможностей опрашиваемого. Они должны быть как прямыми, так и косвенными. Их постановка должна придерживаться цели изучения и стремиться выяснить те жизненные ситуации, которые сыграли основную роль в криминогенном развитии личности преступника. Следует помнить, что нагромождение вопросов в беседе вредно. Они сбивают собеседника с мысли, не дают возможности собраться и высказаться полнее, рассредоточивают внимание, а иногда и пугают. Осужденный теряется, нервничает и замолкает.

Начинать беседу надо с такого вопроса, чтобы человек ответил утвердительно («да»). И последующими вопросами надо добиваться положительных ответов, что в значительной степени способствует установлению позитивно заряженного контакта.

Учитывая то обстоятельство, что любой человек в любом совершенном им поступке, даже самом неблаговидном, находит для себя оправдание и ставит себя выше, не следует сводить весь разговор к совершенному преступлению. Срабатывающий механизм самозащиты разъединит позиции психолога и осужденного. Поэтому в начале беседы желательно сразу же одобрить осужденного, вселить в него уверенность о возможности исправления, расположить его к себе. При этом не следует скрывать своего отношения к преступлению или проступку. Наоборот, следует показать, как Вы действительно к этому относитесь. Беседа не должна носить характер нотации и морализации, а должна быть началом самостоятельного осмысления осужденным своего нравственного падения. С помощью психолога, который умело и правильно интерпретирует факты, показывает их влияние на личность, осужденный анализирует свой жизненный путь, соглашается или опровергает доводы собеседника. В ходе беседы идет процесс детального изучения жизненного пути, с помощью которого можно выработать механизмы воздействия на осужденного.

Существенным моментом организации беседы является методика фиксирования получаемой информации. Принимать решение об осуществлении записи необходимо в зависимости от личности осужденного и конкретной ситуации. Лучше сразу объяснить с какой целью делаются записи. Это поможет снять напряжение. Принято считать правильным, производить в ходе беседы короткие записи, кодированные по определенным вопросам, незаметно для собеседника. Запись же по памяти приводит к потере информации, значительно искажает ответы. Однако, при острых конфликтах и неустойчивом поведении осужденного, этот способ вполне может себя оправдать.

Беседу следует закончить так, чтобы у осужденного оставалась возможность вновь обратиться к психологу за помощью и советом [25, 26, 27, 28].

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Социальная адаптация больных наркоманией осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  3. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  4. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.
  5. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  6. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 53-60.
  7. Ганишина И.С., Жарких А.А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 66-73.
  8. Ганишина И.С., Жарких А.А. Психологические особенности наркозависимых осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 75-84.
  9. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.
  10. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  11. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  12. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.
  13. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института. 2014. № 3 (14). С. 11-15.
  14. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
  15. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  16. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  17. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.
  18. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24-37.
  19. Ковачев О.В. Психодинамический коллапс алекситимии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 119-124.
  20. Лисник Ю.С., Полянин Н.А. Психологические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  21. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  22. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  23. Полянин Н.А., Марков А.Ю. Некоторые особенности личности осужденного-иностранца // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 51-57.
  24. Рахмаев Э.С. Повышение эффективности применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 47-50.
  25. Рахмаев Э.С. Службе пробации быть // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 28-31.
  26. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
  27. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  28. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.

Цитировать

Матвеенко, В.Е. Изучение личности осужденных в карантине / В.Е. Матвеенко, Н.А. Полянин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2937 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться