Банковские услуги населению на современном этапе

№78-1,

экономические науки

Данная тема является актуальной, так как современное развитие банковской системы России характеризуется ростом спроса на банковские услуги со стороны населения, расширяется перечень банковских услуг оказываемых клиентам. Целью данной статьи является исследование банковских услуг населению на современном этапе. В научной статье рассмотрено понятие, признаки , виды банковских услуг, а также основные прогрессивные тенденции в развитии банковских услуг. Работа выполнена на 6 страницах. В работе содержится 5 источников литературы.

Похожие материалы

В Российской Федерации работа коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные финансовые учреждения, оказывающие широкий перечень операций и услуг на банковском рынке.

Современный этап развития российской банковской системы характеризуется следующими пунктами:

  • ростом спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц;
  • последовательно расширяющимся перечнем услуг, которые банки оказывают или готовятся оказывать своим клиентам;
  • поисками наиболее эффективных способов оказания таких услуг;
  • все более усиливающейся конкуренцией по большинству направлений банковского бизнеса.

Предоставление банковских услуг населению — важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира. Коммерческие банки России стремятся предоставить широкий спектр услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность.

Решение такой задачи, как эффективное продвижение банковских продуктов и услуг, расширение розничной деятельности банка лежит в основе проведения мониторинга рынка розничных услуг на региональном уровне, позволяющем выявлять конкурентные преимущества банка и регулировать конкурентную позицию на рынке розничных услуг банка с учетом текущих изменений в предпочтениях потребителей.

В основе современного розничного бизнеса лежат:

  • изучение потребностей клиентов в финансовых услугах;
  • разработка ряда продуктов и услуг, максимально удовлетворяющих эти потребности.

В настоящее время коммерческие банки предоставляют много разновидностей расчетных, финансовых, кредитных операций и других услуг населению.

Банковские услуги — операции банка, совершаемые с целью удовлетворения потребностей потребителей и отражающие выполнение специфических функций банками. Банковские услуги носят в основном денежный характер, нематериальны и предоставляются на платной основе, т. е. за вознаграждение в виде комиссии, процента и т. п.

Банковские услуги имеют свои отличительные признаки:

  • абстрактность (неосязаемость, сложность для восприятия);
  • неотделимость услуги от источника и неотделимость производства от потребления;
  • неодинаковость или непостоянство качества;
  • несохраняемость и непостоянство спроса на банковские услуги;
  • договорный характер;
  • связь с деньгами;
  • протяженность во времени;
  • вторичность удовлетворяемых потребностей.

Все банковские услуги населению можно разделить на две группы: традиционные и специфические. К традиционным услугам для населения относятся:

  • кредитные,
  • депозитные
  • расчетно-кассовые услуги.

К специфическим относятся:

  • консультирование,
  • лизинг,
  • депозитарная,
  • трастовая и прочая деятельность банков.

Выбор той или иной услуги зависит от множества факторов, в том числе от информированности клиента об их сущности. Задача потребителя — тщательно изучить предложения нескольких банков и определить не только ценовые, но и другие различия в них.

Российские банки предоставляют клиентам обширный перечень традиционных и нетрадиционных банковских услуг и расширяют их спектр возможностей, увеличивая тем самым рейтинг банка.

Среди основных прогрессивных тенденций в развитии банковских услуг можно выделить следующие:

  1. В области депозитных услуг банки открывают индексируемые (инвестиционные), структурируемые вклады и металлические счета (вклады). По представленным вкладам можно получить больший доход, чем по обычным вкладам, но денежные средства по данным вкладам не являются объектом страхования.
  2. Среди расчетно-кассовых услуг в коммерческих банках можно выделить активное использование следующих услуг:
    • системы «Банк-клиент»,
    • дистанционного банковского обслуживания,
    • интернет-банкинга,
    • телефонного банкинга,
    • использование различных форм электронного самообслуживания клиентов на основе платежей через расчетные терминалы.
  3. В рамках привлечения средств клиентов отечественные банки стали предоставлять такие услуги, как:
    • финансовое консультирование клиента;
    • андеррайтинг;
    • продвижение ценных бумаг клиента на финансовые рынки;
    • обслуживание ценных бумаг клиента на вторичном рынке.
  4. Среди последних инноваций в банковских услугах по банковским картам стоит выделить:
    • оплату денежных платежей (штрафов), государственных пошлин, налогов;
    • автоинформирование;
    • SMS-информирование;
    • смену ПИН-КОДА по карте;
    • кобрендинг;
    • банковскую карту с индивидуальным дизайном;
    • автоплатежи;
    • автобанкомат;
    • выпуск «двусторонней карты»;
    • детские карты.

На основе представленной классификации банковских продуктов целесообразно моделировать банковскую деятельность, расширять ряды комплексных продуктов. Выделение указанных видов банковских продуктов позволит исследовать деятельность банка в различных функциональных областях, учесть специфику интересов всех контактных аудиторий и достигнуть поставленных целей.

Список литературы

  1. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика. 2015.
  2. Банковский менеджмент / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус. 2014.
  3. Казаренкова Н. П., Клименко П. А., Маркина С.А. Управление филиальной сетью коммерческого банка. Курск. 2013.
  4. Коробов Ю.А. Практика банковской конкуренции. Саратов, 2016. С. 64-67
  5. Световцева Т.А., Казаренкова Н. П. Методико-организационные подходы к управлению конкурентоспособностью банка на региональном рынке кредитных услуг населению // Финансы и кредит. 2014. № 29.