Базисные условия поставок согласно правилам «Инкотермс-2010»

№81-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается такой международный свод правил, как Инкотермс 2010, область регулирования которого включает международные сделки. Особое внимание уделяется ключевым терминам Инкотермс 2010, их группировке и характеристике.

Похожие материалы

Заключение внешнеэкономических сделок является распространенным явлением в современных рыночных условиях, так как многие компании стремятся выйти на международный рынок и продвинуть свои товары на заграничных рынках. Соответственно регулирование такого рода сделок является уже международным вопросом и выходит за рамки нормативных норм каждого отдельного государства. В связи с этим происходит разработка и постоянное обновление международных норм экономических отношений. Одним из таких документов, содержащих нормы, регулирующие некоторые вопросы внешнеэкономических торговых сделок является Инкотермс 2010. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Инкотермс 2010 — это общие правила, созданные международной торговой палатой для регулирования проведения внешнеэкономических сделок, а также организации деятельности международных грузоперевозок. Именно содержащиеся в них термины международной торговли являются единственно верными и прежде всего относящиеся к франко. Данные правило достаточно точно определяют основные обязанности сторон внешнеэкономических сделок. Первый свод правил Инкотермс был принят в 1936 году. Крайняя редакция Инкотермс была принята 1 января 2011 года и именуется Инкотермс 2010. Она является актуальной по сегодняшний день.

Инкотермс 2010 рассматривает три основных вопроса совершения внешнеэкономической сделки:

  • Дата поставки товара;
  • Момент перехода рисков утраты (гибели, повреждения) груза;
  • Распределение транспортных расходов между продавцом и покупателем.

Что касается вопросов несоблюдения условий сделки ее участниками, освобождения их от ответственности за их нарушение, а также порядок перехода прав собственности с продавца на покупателя, то они не входят в сферу регулирования Инкотермс 2010 и не рассматриваются в данном своде правил.

Инкотермс 2010 содержит 11 ключевых терминов, подразделяющихся на правила для любых видов транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта. Термины первой группы используются в независимости от видов транспорта и способов перевозки груза. Термины же второй группы могут быть применены лишь для тех сделок, где пункт отправки и место доставки — это порт.

Термины Инкотермс 2010 являются аббревиатурой из трех букв, первая из которых указывает момент перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю. Для наглядного представления о степени ответственности участников сделки за доставку груза, а также перехода права собственности на него с продавца на покупателя обратимся к рисунку 1.

Термины Инкотермс 2010
Рисунок 1. Термины Инкотермс 2010

Группа терминов Е применяется в том случае, когда поставка груза производится без участия поставщика. В этом случае поставщик передает груз покупателю на своем складе и этим ограничиваются его участие в сделке. Покупатель доставляет товар до места назначения своими силами. Данная группа включает всего лишь один термин EXW и может быть применен к любым видам транспорта.

Группа терминов F предполагает, что основные расходы за поставку груза также ложатся на плечи покупателя. Покупатель самостоятельно выбирает транспорт, совершает погрузку и доставку товара до места назначения. В зависимости от конкретных условий сделки в данную группу терминов включаются следующие термины:

  • FCA применяется для любых видов транспорта и в том случае, когда продавец доставляет груз до терминала отправки, предусмотренного договором, и передает его покупателю или доверенному им перевозчику. При этом предполагается, что продавец предварительно разбирается с экспортными пошлинами на груз.
  • FAS применяется для морского и внутреннего водного транспорта. В данном случае продавец осуществляет доставку груза в порт и размещает его вдоль судна, обозначенного покупателем. Этим ограничиваются его обязательства по сделке.
  • FOB также применяется для морского и внутреннего водного транспорта. Условия применения данного термина схожи с условиями применения предыдущего термина за исключением того, что поставщик помимо всего прочего оплачивает загрузку товара на транспорт. После этого право собственности и дальнейшая ответственность за груз переходят покупателю.

Группа терминов С предполагает, что основные расходы за поставку груза несет продавец. Данная группа содержит четыре термина. Термины CFR и CIF применяются для морского и внутреннего водного транспорта. В данном случае поставщик доставляет груз сразу на судно и оплачивает его транспортировку до места назначения, предусмотренного договором. Также продавец отвечает за таможенную очистку груза. Условия поставки CIF отличны от термина CFR лишь тем, что поставщик также отвечает за страхование груза. Однако, тариф страхования может быть минимальным по усмотрению продавца, если особые условия или более дорогостоящий тариф не предусмотрены договором или дополнительным соглашением к нему.

Термины CIP и CPT используется для любых видов транспорта. Условия поставки при использовании данных терминов предполагают, что поставщик полностью оплачивает транспортировку товара до пункта назначения, а также несет расходы на экспортные пошлины. Отличие условий применения термина CIP от термина CPT заключается в том, что поставщик обязуется обеспечить страхование груза.

Термины группы D применяются при условии, что продавец несет абсолютно все расходы по доставке груза покупателю. Все они применяются для любых видов транспорта. Термин DDP является изначально применяемым и подразумевает, что покупатель получает товар в пункте назначения и не несет никаких расходов по его транспортировке, выплате налогов и пошлин, а также разгрузке. Термин DAT был введен лишь в версии Инкотермс 2010, и предполагает, что продавец и покупатель совместно несут расходы по перевозке товара. Продавец оплачивает доставку товара до терминала прибытия, страховые сборы и экспортные платежи. Покупатель оплачивает растаможку груза и его доставку до места назначения. Термин DAP также является новым термином, введённым в версии Инкотермс 2010, и предполагает, что продавец оплачивает транспортировку до пункта назначения. При этом он должен выполнить таможенные формальности при экспорте груза, но не обязан оплачивать ввозные пошлины и оформлять его на таможне.

В заключение необходимо отметить, что условия, предусмотренные Инкотермс 2010, не являются по своей сущности международным договором. При заключении внешнеэкономической сделки в договоре ссылаются на Инкотермс 2010, что в обязательном порядке учитывается при возникновении каких-либо споров. Что касается России, то в нашей стране условия Инкотермс 2010 носят по большей части рекомендательный характер.

Список литературы

  1. Термины EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP: [Информ. база данных] // Анвэй.ру: [Офиц. сайт]. 2018. http://anvay.ru/
  2. Инкотермс 2010: расшифровка и условия поставки: [Информ. база данных] // ИнтерЛогистика: [Офиц. сайт]. 2018. http://mos-interlogistics.com/
  3. Термины Инкотермс 2010: [Информ. база данных] // ICC: [Офиц. сайт]. 2018. http://incoterms.iccwbo.ru/