Оценка неврологических проявлений у детей с различными клиническими вариантами ревматоидного артрита

№81-1,

медицинские науки

Хронический, прогрессирующий характер течения ЮРА приводит к инвалидизации, вследствие поражения не только опорно-двигательного аппарата, но и вовлечения в патологический процесс внутренних органов, вызывая серьёзные психоэмоциональные расстройства. Авторы данной статьи проводят анализ неврологических проявлений у детей с различными клиническими вариантами ревматоидного артрита.

Похожие материалы

Актуальность

Известно, что большинство ревматических заболеваний дебютируют в детском возрасте и имеют тенденцию к хроническому прогрессирующему течению. Из общей группы ревматических болезней ведущее место занимают ювенильный ревматоидный артрит(ЮРА), который среди пациентов составляет 30% из числа всех, страдающих ревматическими заболеваниями.

Согласно, современным представлениям ЮРА — это заболевание, имеющее иммуногенетическое происхождение с неоднозначным прогнозом. Хронический, прогрессирующий характер течения ЮРА обуславливает социальную значимость этой проблемы, поскольку уже в детском и подростковом возрасте приводит к инвалидизации вследствие поражения не только опорно-двигательного аппарата, но и вовлечения в патологический процесс внутренних органов, вызывая серьёзные психоэмоциональные расстройства.

При ревматоидном артрите поражение нервной системы включает головные боли различного генеза, вегетативную дисфункцию, астено-невротические проявления, реже нейропатии и крайне редко церебральные васкулиты. Однако распознавание поражений ЦНС у детей с ревматоидным артритом часто представляет значительные трудности, так как в клинической картине, как правило, представляет значительные трудности, т.к в клинической картине, как правило превалируют симптомы поражения суставов и внутренних органов. В то же время неврозы, хроническое течение головных болей, вегетативные нарушения, когнитивный дефицит, оказывает значительное влияние на степень активности ребенка, его социальную адаптацию и в конечном итоге на его качество жизни.

В связи с неяркой клинической картиной поражения нервной системы у детей с ревматоидным артритом(РА), данная проблема мало исследовалась и недостаточно освещена в научной литературе.

Целью наших исследований явился анализ неврологических проявлений у детей с различными клиническими вариантами ревматоидного артрита.

Объем и методы исследования

Под наблюдением находилось 60 детей различного возрастного диапазона, получивших лечение в кардиоревматологическом отделении ОДММЦ города Андижана. Работа основана на методах клинического осмотра, результатах лабораторно-инструментальных исследований и ретроспективного анализа историй болезни.

Результаты

В процессе наблюдений нами установлено, что длительный прием глюкокортикоидов, появление деструктивных изменений в костях и дефигурация суставов, явились причиной выраженного дискомфорта детей в семье и школьном коллективе, приведшие к нарушениям психо-эмоциональной сферы, причем степень выраженности расстройств зависело от клинических вариантов РА. Диагноз РА был выставлен согласно критериям и классификации Американской коллегии ревматологов (1977).

В зависимости от клинических проявлений 76,6% составили дети с суставной формой, из которых 46,6% с полиартикулярным и 30% с олигоартикулярным вариантом РА и 23,4% — дети, с системным вариантом, из которых более половина (57,1%) с длительностью ревматоидного артрита более 5 лет.

Возрастной диапазон — 6-14лет; по половой принадлежности 2/3 больных представители женского пола. По характеру течения ревматоидного процесса, в наших исследованиях, превалировали дети (73,3%) с медленно прогрессирующим течением.

Независимо от вариантов РА в 100% случаев при поступлении в стационар у детей встречался болевой симптом различной интенсивности и продолжительности. Такой важный диагностический признак как утренняя скованность наблюдалась в 56,7% случаев, причем у 17% детей полиартикулярные поражения. Ограничение подвижности в пораженных суставах наблюдалась абсолютно у всех детей, независимо от варианта РА, Припухлость и местное повышение температуры пораженных суставов выявлено при экссудативном компоненте воспаления и это отмечено у детей с олигартикулярным вариантом РА(30%), а у детей с полиартикулярным вариантом(46,6%) лидировали пролиферативные изменения, которые сопровождались дефигурацией суставов. Учитывая, результаты лабораторных показателей, дети с первой степенью активности составили 36,7%; со второй степенью активности — 43,3% и третьей — 20%.

Оценка степени повреждения костной структуры суставов проводилась с использованием рентгенологического заключения. У детей с олигоартикулярным вариантом РА встречалась I(72,25) и II(27,8%) стадии повреждения костной структуры, с полиартикулярным вариантом — изменения в суставах чаще соответствовали II(35,7%) и III(32,1%) стадиям. Аналогичные результаты наблюдались и у детей с системным вариантом (II степени — 28,5% и III степенью — 43%).

Все дети во время пребывания в стационаре получали курсы глюкокортикоидной терапии.

Физическая неполноценность, длительный прием лекарственных препаратов и продолжительная госпитализация оказали негативное влияние на психо-эмоциональную сферу больного ребенка и привели к астенизации нервной системы, выявляемая при общении с данной категорией детей.

Степень выраженности того или иного симптома имела зависимость от клинического варианта РА. Так дети с олигоартикулярным вариантом РА отличались возбудимостью(72%), плаксивостью(61%) и повышенной раздражительностью(39%). Психоэмоциональная нестабильность у детей с полиартикулярным и системным вариантами были в большей степени выражены среди девочек. По сравнению со здоровыми сверстниками у них с одинаковой частотой встречалась замкнутость (57% и 57,2%). Большие трудности в общении доставляли дети с системным вариантом РА(86%), в то время как конфликтность в школе чаще отмечена у детей с полиартикулярным вариантом(43%). Если девочек с полиартикулярным вариантом отмечала повышенная раздражительность и плаксивость(25%), то среди мальчиков имели место раздражительность и агрессивность(12,5%). Степень выраженности эмоциональной нестабильности зависело от тяжести течения РА, физической неполноценности, ограничивающей двигательную активность больного ребенка.

Вывод

Таким образом, психоэмоциональная сфера детей с ревматоидным артритом– это важный аспект, требующий внимания лечащих врачей. Помимо базисной противорецидивной терапии, таким детям необходима медикаментозная и психологическая реабилитация. Коррекция эмоциональных расстройств значительно облегчит социальную адаптацию детей с ревматоидным артритом и повысит качество их дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. Джос Ю.С. Психоэмоциональные особенности у детей с ЮХА. Автореф. дисс.-М. 2001-с.24.
  2. Подклетнова Т.В., Кузенкова Л.М., Алексеева Е.И. Психоневрологические аспекты ЮРА. Вопросы современной педиатрии /2009/том8/№1.,с.46-51
  3. Алексеева Е.В., Шахбазян И.Е. Ювенильный ревматоидный артрит.-Кардиология, ревматология детского возраста /Под ред. Г.А. Самсыгиной, М.Ю. Щербаковой. - М.: Мед. Практика, 2004 - с 499-601
  4. Cassidi J.T., Petty R.E. Textbook of Pediatric Rheumatology.-Toronto; 2002.-p.819
  5. Brourn E.S.,Vera E,Froi A.B. et al.Effects of cronic prednisonstherapy on mood and memory||J.Affect Disord.-2007.-V.99/-№1-3.-P.279-283