«Электронный бюджет» как способ повышения качества управлениия общественными финансами

№112-1,

экономические науки

В статье анализируется эффективность деятельности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Волгоградской области, рассматриваются положительные и отрицательные характеристики соответствующей системы. Даны рекомендации по устранению недостатков функционирования информационной системы «Электронный бюджет».

Похожие материалы

В настоящее время Россия находится на этапе информатизации, построения информационного общества, создания электронного правительства и электронного государства [3, с. 921].

Особое внимание уделяется преобразованиям в области управления общественными финансами, основной акцент ставится на повышении эффективности взаимодействия власти и общества, открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о бюджете обществу [1;2]. Россия реализует бюджетный проект «Электронный бюджет», которому по оценке Всемирного банка, аналогов в мире не существует [6].

Планируется, что электронный бюджет поможет всем желающим в режиме реального времени [3]. Его особенность, что он позволяет отслеживать куда, в каком объеме, каким регионам и на какие цели были доведены средства, какое количество поступило в бюджет [4, с. 925].

В настоящее время система функционирует для всех регионов России, в том числе и в Волгоградской области, у каждого пользователя есть доступ либо к открытой части, предназначенной для публикации общедоступной информации, либо к закрытой части в личном кабинете и уже на текущем этапе можно оценить эффективность работы данной системы [5].

На сегодняшний день Волгоградская область добилась значительных показателей в части реформирования и информатизации бюджетной системы. Так, в регионе проводится активная политика по обеспечению непрерывного процесса управления бюджетными расходами в рамках регионального сегмента системы «Электронный бюджет». Реализация единой внутренней политики в сфере контроля основных элементов управления общественными финансами на территории субъекта помогла создать общие требования к информационным системам на основе централизованного аспекта к управлению общественными финансами области.

Таким образом, в министерстве финансов Волгоградской области была начата работа по комплексной автоматизации бюджетного процесса, которая позволила объединить различные уровни бюджетов на единой информационно-технической платформе и сформировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами. В то же время система «Электронный бюджет» имеет и определенные недостатки. Основные из них, наряду с достоинствами, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Достоинства и недостатки разработки и функционирования системы «Электронный бюджет»

Достоинства

Недостатки

Рекомендации

Создано общее информационное пространство и пройдена интеграция информационных потоков

Недостаток технического оборудования и оснащения, преобладание устаревшей техники

Обеспечить обратную связь с населением и участие населения в бюджетном процессе не только формально, но и реально

Обеспечена открытость и доступность для населения информации о состоянии исполнения бюджетов всех уровней, бюджетов внебюджетных фондов и других аспектов финансовых отношений

Отсутствие программного обеспечения, нехватка квалифицированных кадров для обеспечения бесперебойной работы системы «Электронный бюджет

Обеспечить автоматизацию операции на максимальном уровне

Высокие позиции в международном рейтинге открытости и прозрачности данных о государственных финансах

Низкая заинтересованность субъектов в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи, а также учитывать специфику каждого региона

Исключить дезинформацию

Гарантирована подотчетность органов государственной власти, сформированы механизмы для увеличения ответственности ППО за достигаемый результат

Низкий уровень компетенции разработчиков

Исключить дублирование процедур

Операционная эффективность системы «Электронный бюджет» представлена в табл. 2.

Таблица 2. Операционная эффективность системы «Электронный бюджет»

Во времени

В улучшении качества информации

Финансовые

В автоматизации процедур

1. Автоматическое генерирование управленческих и финансовых документов.

2. Улучшение работы с документами (сортировка, поиск).

3. Снижение времени для подготовки отчетности. Доступ к архивным первичным документам.

1. Упрощение операций.

2. Информация вводится однократно.

3. Информация регистрируется и отслеживается в реальном времени.

4. Значительная защищенность при обмене документами.

1. Сокращение использования бумаги.

2. Снижение численности работников.

3. Снижение затрат на печать, архивирование, хранение.

1. Автоматизация любых типов контроля.

2. Гармонизация форматов обмена данными.

3. Облегчение номенклатуры первичных документов.

4. Снижение времени обработки платежей.

Таким образом, внедрение портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» направлено на достижение открытости результатов хозяйственно-финансовой деятельности и прозрачности процедуры принятия решения. Предоставление финансовой и прочей информации своевременно и в полном объеме непосредственно будет взаимосвязано с результатами деятельности органов власти РФ.

Список литературы

  1. О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 № 1275-р // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 31. — С 4773.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 28. — ст. 3720.
  3. Богомолова, И. В. Стратегическое планирование устойчивого развития крупных городов индикативным методом: опыт и перспективы модернизации [Текст] / И. В. Богомолова. — Волгоград: ВолгГТУ, 2016. — 251 с.
  4. Вагабова Д.С. «Электронный бюджет» — наше финансовое будущее [Текст] // Д.С. Вагабова, А.М. Халимбекова, А.М. Шахбанова // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 1 (78). — С. 921-929.
  5. Машенцова, Л. С. От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект [Текст] / Л. С. Машенцова, И. В. Богомолова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 3-1 (68-1). — С. 288-290.
  6. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minfin.ru — Дата обращения: 10.10.2019.